Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Корпоративные социальные нормы

Понятие «корпоративная норма»

Как понятие корпоративная норма ранее не совпадала с системой социального регулирования, хотя и рассматривалась как разновидность социальных норм.

Сегодня такое положение признается неправомерным. Корпоративные нормы – это особый вид социальных норм, которые принимаются организациями для регулирования отношений между членами коллектива.

Замечание 1

Эти групповые корпоративные нормы носят внутри-организационный характер. Стать корпоративным правом они могут только тогда, когда государство их официально санкционирует. Корпоративные нормы признаются частью системы социального регулирования во всех других случаях, которые действуют параллельно с правом, но к нему не относятся.

Корпоративные нормы входят в общую нормативно-регулятивную систему общества и регламентируют внутренние вопросы.

Общественные организации имеют свои уставы, в которых содержатся внутренние правила поведения её членов, близкие к нормам права по своим регулятивным особенностям.

Правила очерчивают права и обязанности членов объединений. Корпоративные нормы той или иной общественной организации обеспечиваются мерами ей предусмотренными.

Юридическое воздействие со стороны государства происходит при необходимости и направлено для восстановления интересов принципа справедливости при возникшем конфликте.

Корпоративные нормы связаны с нормами общегосударственными, а это значит, являются правовыми. Коллектив в рамках норм свое поведение регулирует самостоятельно, может дополнить и конкретизировать, ликвидировать пробелы в действующих нормах права.

В ряде случаев государственные нормы определяют и процедуру принятия корпоративных норм, которые по своему содержанию не должны противоречить общегосударственным нормам.

«Корпоративные социальные нормы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Выделяется два вида корпоративного правового регулирования – централизованное и локальное.

Централизованное регулирование непосредственно не зависит от воли корпорации, а локальный уровень является областью творчества корпоративных менеджеров.

В правовую среду своих предприятий они сами могут вносить необходимые изменения.

Замечание 2

Безусловным и важным фактором корпоративного регулирования являются знания, навыки, опыт руководителей и специалистов предприятия. Каким будет уровень правового регулирования складывающихся отношений, зависит от их квалификации.

Корпоративные правовые нормы, регулирующие отношения в коллективе, являются самыми значимыми среди других социальных корпоративных норм.

Являясь составной единицей корпоративного права, корпоративная норма - это установленное государством правило поведения.

Корпоративные нормы устанавливают обязанности и определяют права всех участников корпоративных правоотношений.

Виды корпоративных норм

Разнообразные по природе и по содержанию корпоративные отношения не всегда бывают урегулированы нормативно должным образом.

От того, насколько правильно сочетается правовое регулирование, зависит нормальное функционирование корпорации.

Специалисты выделяют социальные и несоциальные корпоративные нормы.

Несоциальные нормы есть не что иное, как правила поведения, определяющие способы воздействия человека на материальный мир. Основаны они на познании законов природы.

Они регулируют отношения членов корпорации к используемым в их деятельности материальным объектам, например: технические нормы, санитарно-гигиенические, физиологические, биологические и др.

Социальные корпоративные нормы регулируют отношения между работниками корпорации и кредиторами, а также клиентами корпорации. Корпоративные требования, в которых определяются объем, характер, границы возможного и дозволенного в поведении, касаются всех членов корпорации.

В требованиях корпоративной социальной нормы содержится социальная оценка и контроль над выполнением этих требований. Личность, нарушившая корпоративное поведение, может вызвать в свой адрес неодобрение, осуждение или взыскание причиненного ущерба.

Норма организационной культуры тоже может выступать в качестве социальной корпоративной нормы. Культура существует в любой организации и представляет собой свод ключевых ценностей, норм, убеждений, предпочтений, разделяемых всеми её членами.

Складывается организационная культура на протяжении длительного времени. Обеспечивая устойчивость и стабильность организации, она трудно поддается изменениям и измерению.

Пример 1

Например, на работу принято приходить чуть раньше положенного времени и это норма, как следствие начало рабочего процесса обеспечивается без особых усилий. Клиенты уверены в том, что позвонив в организацию в 9-30, нужный специалист будет на месте.

Как социальные, так и несоциальные корпоративные нормы могут быть разноплановыми, например, корпоративные:

  • обычаи (каждый тысячный клиент получает подарок);
  • традиции (поздравление именинников);
  • нормы этики (встреча клиентов приветствием);
  • нормы эстетики (оформление интерьера помещения фирмы);
  • деловые обыкновения (проведение планерок, пятиминуток);
  • обязательственно-правовые нормы (выплата дивидендов в конце полугодия).
Замечание 3

Среди всех корпоративных норм именно корпоративные правовые нормы являются самыми значимыми, потому что они регулируют наиболее важные отношения на предприятии.

Корпоративные нормы и их правовой характер

Корпоративные нормы не могут быть выведены за рамки понятия права, они включаются в нормативно-правовую систему, образуя свою подсистему, и тесно связаны с общегосударственными нормами.

Их правовая природа заключается в следующем:

  • Закрепление презумпции компетентности предприятий, что дает возможность предприятиям самостоятельно решать вопросы, не только сформулированные общими нормами, но и те, которые остались законодателями без внимания. Таким образом, соотношение централизованных и корпоративных норм стало характеризоваться соподчиненностью, а не подчиненностью;
  • Общие нормы определяют направления корпоративного регулирования, указывая на цели, задачи общества, государства, нормативного акта или на назначение того или иного вида деятельности;
  • Законодателем определяются также и пределы корпоративного регулирования;
  • Соответствие природе права корпоративных норм, например, администрация по собственной воле не имеет права изменить форму собственности предприятия;
  • Изданные государством нормы в ряде случаев могут определять и процедуру принятия корпоративных норм;
  • Содержание корпоративных и общегосударственных норм не должно противоречить друг другу;
  • Правовая природа корпоративных норм подтверждается тем, что они могут обеспечиваться государственным принуждением, например, работник, уволенный руководителем предприятия, через суд может быть восстановлен на прежнем месте, если суд не найдет никаких нарушений с его стороны.
Дата последнего обновления статьи: 24.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot