Корпоративные нормы: сущность
Корпоративные нормы – это определенные правила поведения, предписанные организациями и охраняемые от нарушений мерами социального воздействия, предусмотренными уставами данных организаций.
Корпоративные нормы появились в то же время, когда начали образовываться негосударственные организации, возникновение которых связано с необходимостью и желанием индивидов объединятся по духовным, политическим, экономическим и другим интересам.
Большинство традиционных и новых форм организаций имеют собственные уставы, утвержденные на общих собраниях, собраниях полномочных представителей данных организаций (съездах, конференциях). В уставах прописываются правила деятельности организаций, правила поведения, права и обязанности членов корпораций, устанавливаются штрафные санкции за нарушение правил деятельности и поведения. За нарушение норм, закрепленных в уставе, предусмотрены общественные меры воздействия (предупреждение, исключение из членов организации, выговор).
К корпоративным нормам относятся нормы общественных организаций (политических партий, профсоюзов, различных клубов и т. п.), определяющие права, обязанности членов организации, порядок формирования, структуру ее органов, компетенцию
Корпоративные нормы регулируют внутренние отношения и моральные устои организации. Они:
- отражают волю участников общественных объединений;
- описывают структуру и компетенции их подразделений;
- определяют цели, задачи, функции структур;
- порядок вступления (выхода) из организации;
- перечень прав и обязанностей участников отношений;
- гарантии соблюдения всех установленных предписаний и т. п.
Корпоративные нормы имеют свои специфические особенности: создаются в процессе формирования организации, деятельности группы людей; закрепляются в документах (кодексе, уставе и т. п.); распространяются на всех членов сообщества; обеспечиваются заранее предусмотренными организационными мерами.
Соотношение морали и корпоративных норм
Мораль играет огромную роль в регулировании общественных отношений. Ее основное значение - целенаправленное влияние на поведение людей, которое обеспечивает интересы социальных групп, отдельных индивидов или общества в целом.
Мораль - система исторически сложившихся определенных взглядов, норм, принципов, убеждений, оценок, которые регулируют поступки людей с позиций справедливого и несправедливого, добра и зла, честного и бесчестного, благородства, порядочности, совести, поощряемого и порицаемого, а также других нравственных критериев. С данной точки зрения осуществляется моральная оценка общественных отношений, действий и поступков людей.
Соотношение корпоративных норм и норм морали сложное и предполагает анализ таких составляющих, как: единство, взаимодействие, различия, противоречия.
Единство норм морали с корпоративными нормами выражается в том, что они:
- являются всеобщими регуляторами поведения людей, обладают способностью внедряться в разные сферы общественной жизни;
- выступают многомерными образованиями, которые имеют сложную структуру, состоящую из взаимодействующих элементов;
- существуют в одном социальном поле отношений;
- преследуют одну цель - упорядочение и совершенствование общественной жизни, поддержание порядка, регулирование поведения людей, поддержание согласования интересов общества и личности, обеспечение достоинства человека;
- выступают социальными регуляторами, имеющими прямое отношение к вопросам свободной воли человека, его ответственности за собственные действия.
Установление норм корпоративного права на базе моральных критериев определяет их функциональное и социальное взаимодействие, которое проявляется в следующем:
- формирование у людей нравственной культуры, упорядочение общественных отношений;
- совпадение моральных и правовых требований, действия субъектов, поощряемые и осуждаемые правом, поощряются и осуждаются также и моралью;
- прямая идентичность требований к индивиду касательно воспитания высоких гражданских качеств;
- достижение целей с использованием соответствующих сходных методов;
- правовые нормы защищают и фиксируют моральные ценности, выступают проводником морали;
- мораль является ценностным критерием корпоративного права.
Нравственные нормы проявляются на всех этапах формирования корпоративного права, выступают значительным фактором его совершенствования.
Установление корпоративных норм
Наиболее обширная сфера деятельности норм морали проявляется в системе корпоративных отношений. Это обусловлено ролью, которую играет мораль в системе нормативного регулирования.
Мораль входит в содержание культуры социума, выступает ценностной формой сознания, имеющей нормативное содержание и служащей регулятором поведения людей. Мораль и право служат единой цели согласованности интересов общества и личности, поддержанию общественного порядка и обеспечению человеческого достоинства.
Особенностью установлению морального права в сфере корпоративных отношений является то, что институты и нормы права должны гарантировать и обеспечивать действенность свобод и прав гражданина и человека, возможность пользоваться данными правами и исключить любое произвольное вмешательство в личную свободу и частную жизнь. Моральное раво в корпоративных нормах должно претворять в жизнь и утверждать требования социальной справедливости, должно выступать выражением нормативно-закрепленной справедливости.
Нормы морали появляются из потребности общества в согласованном поведении его членов, в преодолении противоречий между интересами общества и личности. Мораль можно рассматривать как ответ на социальную потребность, как нормативное определение противоречий. Корпоративные отношения нельзя рассматривать отдельно от морали. Моральное право возникает и действует во всех сферах корпоративных норм. Нормы морали и корпоративное право действуют в едином пространстве.