Основания классификации социальных норм
Социальные нормы классифицируются по трем основаниям:
Сфера регулирования общественных отношений:
- нормы права, охраняемые государством и установленные им;
- нормы морали, устанавливаемые в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, достоинстве, долге и чести, охраняемые силой общественного мнения;
- нормы обычаев, сложившиеся в ходе длительного повторения людьми определенных действий и закрепившиеся как устойчивые нормы.
Замечание 1Для первобытного общества характерна была разновидность обычая – ритуал – это правило поведения со строго заданной формой исполнения. Причем главное значение имеет именно форма исполнения ритуала.
Позже стали выделять в ритуальных действиях обряды – это символические действия в правилах поведения. Обряды имели определенные воспитательные цели и серьезно влияли на психику человека.
- нормы традиций – обобщенные правила, передававшиеся из поколения в поколение;
- политические нормы, являющиеся общими правилами поведения, связанные с осуществлением государственной власти;
- экономические нормы – правила поведения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ;
- корпоративные нормы, устанавливаемые самими общественными организациями для регулирования общественных отношений внутри их;
- религиозные нормы.
Способ образования социальных норм:
- стихийное образование – обряды, традиции;
- нормы права – образовавшиеся в ходе сознательной деятельности человека.
Способ закрепления:
Правила поведения могут быть:
- письменные – правовые нормы, имеющие государственную защиту;
- устные – это нормы морали, обычаев, традиций, передаваемых из поколения в поколение.
Таким образом, социальные нормы могут быть, как созданы, так и сложиться стихийно, могут закрепляться в письменной форме и передаваться устно.
В обществе сегодня действуют два основных вида правил поведения – социально-технические и собственно социальные. Используются эти правила для того, чтобы отрегулировать поведение человека в отношениях его с природой, техникой, в сфере общественных отношений. Разнообразная деятельность людей в обществе рождает и разнообразие правил поведения, а их совокупность обеспечивает регулирование отношений.
Соотношение социальных и правовых норм
Право в системе нормативного регулирования отличается от других социальных норм, что определяется его свойствами.
Свойства права:
- его связь с государством, обеспечивающим выполнение этих норм;
- определенность норм права четко описывающих поведение человека, потому что другие виды социальных норм этих свойств не имеют;
- его системность, нормы регулируют поведение комплексно, взаимосвязано.
Таким образом, единственной нормативной системой, стремящейся преодолеть противоречивость отдельных предписаний, является право.
Другие социальные нормы не способны единообразно урегулировать какой-либо вид общественных отношений. Соотношение социальных норм и права определяется их единством, различием, взаимодействием.
Главное единство права и морали состоит в том, что эти категории надстроечные и представляют собой разновидность социальных норм. Различие связано с тем, что нравственные нормы формируются в сознании людей, а нормы права устанавливает государство.
В основе морали лежит сила общественного мнения, а право обеспечивается принуждением государства. Право и мораль имеют однонаправленность действия, поддерживая друг друга в упорядочении общественных отношений.
Противоречия заключаются в том, что с точки зрения права нечто может быть позволительным, а с точки зрения морали осуждается.
Например, отец незаконнорожденного ребенка по закону не обязан платить алименты, а мораль это осуждает.
Регуляторами общественной жизни, как в прошлом, так и в настоящем являются право и религия, которые могут находиться и в состоянии взаимоподдержки и в состоянии конфликта. Их взаимоподдержка заключается в том, что и право и религия воздействуют на поведение людей.
Кроме этого, правовое положение церкви в России регулируется Федеральным законом «О свободе совести религиозных объединений». Религиозно-нравственные предписания побуждают человека следовать нравственным нормам – «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй».
Надо сказать и о том, что существуют не только легальные, но и нелегальные религиозные организации. На основе вероучения церковь объединяет единоверцев и противопоставляет им иноверцев, подобные противопоставления, в основе которых лежат религиозные убеждения, свойственны религиозному экстремизму, а он может принять крайние формы.
В этом плане право выступает сдерживающим фактором и способствует достижению определенного согласия цивилизованным путем.
Примером является секта Аум Сенрике, разрушающая человека, как личность, ломающая психическое и физическое здоровье. Деятельность таких религиозных организаций находится в конфликте с нормами права.
Право имеет взаимосвязь с обычаем, который лежал в основе социальной организации общества на ранней стадии его развития. Обычай определял общие нормы поведения отдельных членов.
И право и обычаи взаимно поддерживали друг друга, регулируя одни и те же общественные отношения. Из обычаев могли «рождаться» законы.
Конфликтные отношения между правом и обычаем складываются на основе их различий.
История показывает, что какое-то противоречие может достичь острого конфликта. Например, насильно навязанное советское право государствам Средней Азии. В результате конфликта возникли две формы правления – официальная форма – республика, а неофициальная – монархия. Обычаи более устойчивы и консервативны, а право более изменчиво и претерпевает изменения при смене форм государства.
Антагонизм норм
Между нормой и отклонением при распределении норм создается с одной стороны социальный антагонизм, а с другой стороны поддерживается система равновесия.
В результате возникает правопорядок, который в каждом обществе уравновешивает противостояние разных групп и системы быта гражданского, публичного, военного и др.
Центром всей системы является гражданский быт, вокруг него вращаются все остальные.
Особенностью системы правового равновесия является её универсальность. Система правового равновесия охватывает глобальную власть, мировые интересы и другие области международной социальной жизни.
Подобная точка зрения, скорее всего, отражает желаемую сторону общественной жизни. Выразителем политического баланса сил в обществе являются правовые нормы.
Но, надо сказать, что сами субъекты политического действия не считают, что обязаны подчиняться нормам ими же санкционированными. Субъекты политического действия руководствуются двойственным представлением о «легальности», «законности», « преступности».
Если нормальный член общества, как правило, законопослушен, то высокий управленец попадает в обособленную область, в которой эта самая «законопослушность» становится относительной.
С первых шагов профессиональной подготовки сотрудники спецслужб начинают осваивать навык постоянного разделения двух планов социальной реальности – «нормативного» и «политического».
В одном доминируют общие социальные законы, а в другом – цели, задачи, методы профессиональной работы, выходящие за рамки законов.
Социально-юридические законы и нравственно-этическая сфера имеют между собой связь.
«Моральным» одновременно может считаться законное и легитимное, а отсюда нарушение законов отождествляется как с юридическим, так и с моральным психологическим поступком.
Психологическому раздвоению, поэтому постоянно подвергается сотрудник спецслужб. Он должен одновременно удерживать две логики и два плана, оставаясь в рамках конкретного общества с присущими ему нормами, а с другой стороны принадлежит к реальности, где доминируют иные представления о «допустимом» и «недопустимом».
Можно внешне соблюдать многие социальные нормы, но не разделять ни их цели, ни нормы. Такое раздвоенное состояние характерно для целого ряда социальных групп – этнические диаспоры, организованная преступность, террористические организации, масонские ложи и др.
Для сохранения связи с двумя разными планами жизни члены этих социальных групп вырабатывают навык к раздвоенному существованию. Со временем такое существование укрепляется, становится стабильным и освоенным. Данная особенность получила название «двухуровневое существование».