Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Классификация социальных норм

Основания классификации социальных норм

Социальные нормы классифицируются по трем основаниям:

  1. Сфера регулирования общественных отношений:

    • нормы права, охраняемые государством и установленные им;
    • нормы морали, устанавливаемые в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, достоинстве, долге и чести, охраняемые силой общественного мнения;
    • нормы обычаев, сложившиеся в ходе длительного повторения людьми определенных действий и закрепившиеся как устойчивые нормы.
    Замечание 1

    Для первобытного общества характерна была разновидность обычая – ритуал – это правило поведения со строго заданной формой исполнения. Причем главное значение имеет именно форма исполнения ритуала.

    Позже стали выделять в ритуальных действиях обряды – это символические действия в правилах поведения. Обряды имели определенные воспитательные цели и серьезно влияли на психику человека.

    • нормы традиций – обобщенные правила, передававшиеся из поколения в поколение;
    • политические нормы, являющиеся общими правилами поведения, связанные с осуществлением государственной власти;
    • экономические нормы – правила поведения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ;
    • корпоративные нормы, устанавливаемые самими общественными организациями для регулирования общественных отношений внутри их;
    • религиозные нормы.
  2. Способ образования социальных норм:

    • стихийное образование – обряды, традиции;
    • нормы права – образовавшиеся в ходе сознательной деятельности человека.
  3. Способ закрепления:

    Правила поведения могут быть:

    • письменные – правовые нормы, имеющие государственную защиту;
    • устные – это нормы морали, обычаев, традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Таким образом, социальные нормы могут быть, как созданы, так и сложиться стихийно, могут закрепляться в письменной форме и передаваться устно.

Замечание 2

В обществе сегодня действуют два основных вида правил поведения – социально-технические и собственно социальные. Используются эти правила для того, чтобы отрегулировать поведение человека в отношениях его с природой, техникой, в сфере общественных отношений. Разнообразная деятельность людей в обществе рождает и разнообразие правил поведения, а их совокупность обеспечивает регулирование отношений.

Соотношение социальных и правовых норм

Право в системе нормативного регулирования отличается от других социальных норм, что определяется его свойствами.

Свойства права:

  • его связь с государством, обеспечивающим выполнение этих норм;
  • определенность норм права четко описывающих поведение человека, потому что другие виды социальных норм этих свойств не имеют;
  • его системность, нормы регулируют поведение комплексно, взаимосвязано.
«Классификация социальных норм» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, единственной нормативной системой, стремящейся преодолеть противоречивость отдельных предписаний, является право.

Другие социальные нормы не способны единообразно урегулировать какой-либо вид общественных отношений. Соотношение социальных норм и права определяется их единством, различием, взаимодействием.

Главное единство права и морали состоит в том, что эти категории надстроечные и представляют собой разновидность социальных норм. Различие связано с тем, что нравственные нормы формируются в сознании людей, а нормы права устанавливает государство.

В основе морали лежит сила общественного мнения, а право обеспечивается принуждением государства. Право и мораль имеют однонаправленность действия, поддерживая друг друга в упорядочении общественных отношений.

Противоречия заключаются в том, что с точки зрения права нечто может быть позволительным, а с точки зрения морали осуждается.

Пример 1

Например, отец незаконнорожденного ребенка по закону не обязан платить алименты, а мораль это осуждает.

Регуляторами общественной жизни, как в прошлом, так и в настоящем являются право и религия, которые могут находиться и в состоянии взаимоподдержки и в состоянии конфликта. Их взаимоподдержка заключается в том, что и право и религия воздействуют на поведение людей.

Кроме этого, правовое положение церкви в России регулируется Федеральным законом «О свободе совести религиозных объединений». Религиозно-нравственные предписания побуждают человека следовать нравственным нормам – «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй».

Надо сказать и о том, что существуют не только легальные, но и нелегальные религиозные организации. На основе вероучения церковь объединяет единоверцев и противопоставляет им иноверцев, подобные противопоставления, в основе которых лежат религиозные убеждения, свойственны религиозному экстремизму, а он может принять крайние формы.

В этом плане право выступает сдерживающим фактором и способствует достижению определенного согласия цивилизованным путем.

Примером является секта Аум Сенрике, разрушающая человека, как личность, ломающая психическое и физическое здоровье. Деятельность таких религиозных организаций находится в конфликте с нормами права.

Право имеет взаимосвязь с обычаем, который лежал в основе социальной организации общества на ранней стадии его развития. Обычай определял общие нормы поведения отдельных членов.

И право и обычаи взаимно поддерживали друг друга, регулируя одни и те же общественные отношения. Из обычаев могли «рождаться» законы.

Конфликтные отношения между правом и обычаем складываются на основе их различий.

Замечание 3

История показывает, что какое-то противоречие может достичь острого конфликта. Например, насильно навязанное советское право государствам Средней Азии. В результате конфликта возникли две формы правления – официальная форма – республика, а неофициальная – монархия. Обычаи более устойчивы и консервативны, а право более изменчиво и претерпевает изменения при смене форм государства.

Антагонизм норм

Между нормой и отклонением при распределении норм создается с одной стороны социальный антагонизм, а с другой стороны поддерживается система равновесия.

В результате возникает правопорядок, который в каждом обществе уравновешивает противостояние разных групп и системы быта гражданского, публичного, военного и др.

Центром всей системы является гражданский быт, вокруг него вращаются все остальные.

Особенностью системы правового равновесия является её универсальность. Система правового равновесия охватывает глобальную власть, мировые интересы и другие области международной социальной жизни.

Подобная точка зрения, скорее всего, отражает желаемую сторону общественной жизни. Выразителем политического баланса сил в обществе являются правовые нормы.

Но, надо сказать, что сами субъекты политического действия не считают, что обязаны подчиняться нормам ими же санкционированными. Субъекты политического действия руководствуются двойственным представлением о «легальности», «законности», « преступности».

Если нормальный член общества, как правило, законопослушен, то высокий управленец попадает в обособленную область, в которой эта самая «законопослушность» становится относительной.

С первых шагов профессиональной подготовки сотрудники спецслужб начинают осваивать навык постоянного разделения двух планов социальной реальности – «нормативного» и «политического».

В одном доминируют общие социальные законы, а в другом – цели, задачи, методы профессиональной работы, выходящие за рамки законов.

Социально-юридические законы и нравственно-этическая сфера имеют между собой связь.

«Моральным» одновременно может считаться законное и легитимное, а отсюда нарушение законов отождествляется как с юридическим, так и с моральным психологическим поступком.

Психологическому раздвоению, поэтому постоянно подвергается сотрудник спецслужб. Он должен одновременно удерживать две логики и два плана, оставаясь в рамках конкретного общества с присущими ему нормами, а с другой стороны принадлежит к реальности, где доминируют иные представления о «допустимом» и «недопустимом».

Можно внешне соблюдать многие социальные нормы, но не разделять ни их цели, ни нормы. Такое раздвоенное состояние характерно для целого ряда социальных групп – этнические диаспоры, организованная преступность, террористические организации, масонские ложи и др.

Для сохранения связи с двумя разными планами жизни члены этих социальных групп вырабатывают навык к раздвоенному существованию. Со временем такое существование укрепляется, становится стабильным и освоенным. Данная особенность получила название «двухуровневое существование».

Дата последнего обновления статьи: 24.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot