Характеристики социально-психологических исследований
Социально-психологические исследования представляют собой один из видов научного исследования. Цель их проведения заключается в том, чтобы установить в поведении человека и в его деятельности психологические закономерности, которые, как правило, обусловлены фактом включения индивида в самые разнообразные социальные группы. Также исследователь стремится к тому, чтобы выявить психологические черты и характеристики самих социальных групп и проанализировать их воздействие на личность индивида в тех или иных условиях.
Социально-психологические исследования обладают особыми специфическими чертами и свойствами, и исследователи описывают их следующим образом:
- Социально-психологические исследования описывают психологические черты и характеристики самой социальной группы, в которой индивид реализует свою повседневную и трудовую деятельность;
- Социально-психологические исследования раскрывают некоторые характеристики, которые присущи сознанию человека, его мнения и представления, мировоззренческие черты и свойства, установки и ценности, которые сказываются на его образе и стиле жизни;
- Социально-психологические исследования имеют социальный контекст, поскольку включают в себя свойства, которые оказывают воздействие на отбор, интерпретацию, понимание и последующее изложение фактов, которые изначально проявляются в повседневности и в различных отраслях человеческого сознания.
Источником данных для социально-психологических исследований является сам человек, поскольку он – это уникальное социально-биологическое существо, которое способно рассуждать, мыслить, творить историю, помнить и воссоздавать культуру. Социально-психологические явления постоянно трансформируются, они не могут быть одинаковыми в различные периоды времени, поэтому их крайне важно изучать на каждом этапе, обращать внимание на прогрессирующие изменения, которые затем могут стать основаниями для глубоких подвижек и трансформацией во всей структурой. Преимуществом социально-психологического исследования является то, что исполнитель работает с реальными объектами – то есть, с индивидами и группами, которые являются источниками ключевой информации, могут демонстрировать специфику развития и особенности мышления.
Но не только индивид или группа являются источниками информации в социально-психологических исследованиях. Есть также иные источники. К ним относятся характеристики реального поведения индивидов, их деятельности как в группе, так и независимо от групповой или социальной принадлежности; характеристики индивидуального и группового сознания, которое можно наблюдать в оценках, установках и мнениях индивидов в отношении тех или иных действий; отдельные события и состояния социального взаимодействия, которые сказываются на индивидуальных и групповых действиях, взаимоотношениях и взаимозависимостях, которые так или иначе, но возникают между индивидами, принадлежащим тем или иным социальным группам или сообществам.
Методы социально-психологических исследований
Методы социально-психологических исследований признаются идентичными тем методам, которые чаще всего применяют исследователи в социальной сфере, и при проведении социологических исследований. Это метод опроса, анкетирование, эксперимент, наблюдение, фокус-группа, тренинги. Необходимо подчеркнуть, что сегодня авторы выделяют несколько ключевых тенденций, которые определяют развитие и действенность социально-психологических методов.
Так, например, сегодня необходимо прилагать больше усилий для того, чтобы повышать надежность методов социально-психологических исследований, которые в основном применяются авторами для сбора основной, первичной информации. Повышение надежности представляется возможным за счет алгоритмизации исследования и формализации процедуры измерения тех или иных тенденций, трансформаций и особенностей, прежде всего в поведении, сознании и действиях индивидов, которые осуществляются для достижения поставленных целей. Еще одна тенденция заключается в том, что необходимо больше внимания уделять разработке компьютерных аналогов существующих методик исследований, так как на сегодняшний день развитие технологий позволяет упрощать как процессы получения данных, так и процессы их обработки, поэтому в данном случае данная тенденция крайне актуальна.
Подчеркнем значимость комплексности сбора эмпирической информации, которая сочетает в себе различные приемы измерения данных, а также привлечение разнообразных источников информации. Сюда включены тесты и опросники, экспертные оценки, которые постоянно сравниваются друг с другом для выведения более точного и актуального материала. Необходимо подчеркнуть, что в комплексности можно достичь единообразия, поэтому сравнительный анализ будет упрощаться, если будут использоваться одни и те же показатели и индикаторы для исследований, например, в разных областях или регионах.
Необходимо подчеркнуть постепенную разработку методов, которые будут сводить к минимуму субъективное воздействие исследователя на процесс сбора, обработки и интерпретации информации в ходе социально-психологического исследования. Сюда мы отнесем внедрение автоматных методов, проведение исследований в естественных условиях, где ученый не сможет повлиять на исход событий, и все результаты будут зависеть исключительно от того, как поведут себя сами герои исследования.
Социально-психологические исследования реализуются в рамках социальной психологии, а также довольно популярны в социологии, психологической науке, педагогике и управлении. Методы сбора информации могут быть совершенно разнообразными, ведь человеческое поведение и мотивации могут рассматриваться через призму самых разных проявлений. Это может быть включенное или невключенное наблюдение, эксперимент, корреляционное исследование, где автор будет рассматривать взаимозависимости и связи нескольких отдельных показателей; не стоит забывать про опрос и интервьюирование, так как они являются самыми распространенными методами социально-психологических исследований.