Социальные сети и их исследования
По сведениям, которые предоставлены исследованиям за прошлый год, средний пользователь социальной сети «Facebook» каждый день тратит практически час собственной жизни на нахождение в этой социальной сети. Опрос консалтинговой компании «Deloitte» продемонстрировал, что для множества пользователей проверка приложений в социальной сети — это первое действие, которое они осуществляют по утрам, еще до того, как поднимаются с постели. Конечно, социальное взаимодействие является здоровой и необходимой частью людского существования. Тысячи исследователей уже привели доказательства того, что большая часть людей чувствует себя гораздо лучше, когда у них позитивные и крепкие отношения с иными людьми.
Проблема заключается в том, что большинство научных исследований социального взаимодействия было проведено в рамках изучения реальных «социальных сетей» — взаимодействия людей лицом к лицу, а не в форме онлайн-отношений, становящихся наиболее распространенными.
Мы имеем сведения, что взаимодействие с людьми в реальности благотворным образом сказывается на человеке. А что можно сказать по поводу отношений, строящихся посредством экрана монитора или смартфона? Какое влияние оказывают на человека социальные сети?
Предыдущие исследования в этой сфере показывали, что использование социальных сетей может сокращать реальное взаимодействие с людьми, увеличивать продолжительность времени, которое проводится человеком в положении сидя, вести к зависимости от интернета и подрывать самооценку при социальном сравнении.
Самооценка оказывает мощное воздействие на людское поведение, и, так как все пользователи демонстрируют в социальных сетях лишь положительные аспекты собственной жизни, человек может уверовать, что его собственная жизнь не является такой хорошей, как жизнь иного.
Но некоторые скептики задают вопросы: возможно, люди с низким уровнем жизненного благополучия чаще пользуются социальными сетями, а не социальные сети являются причиной такого их состояния? В некоторых исследованиях было доказано, что социальные сети положительным образом воздействуют на благосостояние, так как расширяют социальную поддержку, закрепляют отношения в реальном мире.
Суть исследований влияния социальных сетей и их результаты
Исследователи Холли Шакья (Holly Shakya) из университета Калифорнии и Николас Кристакис (Nicholas Christakis) из университета в Йеле решили обрести более четкое представление о взаимной связи меж использованием социальных сетей и благополучием. Ученые на протяжении трех лет изучали данные пяти тысяч людей. Они собирали информацию о пользователях Facebook и сведения о показателях их здоровья, чтобы видеть, как состояние изменяется со времени по причине использования социальных сетей.
Оценка благополучия производилась на основании информации об удовлетворенности жизнью, физическом и психологическом здоровье, самооценке, индексе массы тела. В каждой волне опроса исследователи просили респондента называть до четырех друзей, с которыми они занимаются обсуждением важных вопросов в сети, и столько же людей, с которыми они проводят свое свободное время в реальном мире.
Исследователи отмечают преимущества, выделяющие их научный труд среди других:
- Во-первых, они изучали три волны информации от респондентов на протяжении трех лет. Это дало им возможность отследить, как изменения в пользовании социальными сетями изменяли благосостояние их «подопытных».
- Во-вторых, у них существовали объективные показатели использования социальной сети, которые взяты непосредственно из их аккаунтов, а не из самостоятельных отчетов респондентов.
- В-третьих, кроме сведений «Facebook» у них наличествовала информация о реальных взаимодействиях с окружающими людьми, позволяющая сравнивать воздействие на респондента виртуальных и очных взаимодействий.
Важно отметить, что исследователи указали на некоторые недостатки. К примеру, множество пользователей не дали доступ к собственным данным в «Facebook», большая часть из отказавшихся являются молодыми людьми. Таким образом, итоги могут являться «перекошенными» в сторону опыта использования социальной сети более взрослыми респондентами (исследователи учитывали их пол и возраст). Средний возраст тех испытуемых, кто дал доступ к данным «Facebook», составляет 48 лет — люди такого возраста прожили большую часть жизни без воздействия сети Интернет.
Помимо того, в исследованиях, которые опирались на данные от респондентов, может существовать некоторая погрешность.
Итог для кого-то может показаться ожидаемым: использование «Facebook» делало людей менее счастливыми. Использование социальных сетей на протяжении одного года отмечало понижение психологического здоровья в последующем. Ключевой показатель, который подтверждает гипотезу, заключен в том, что каждое увеличение численности «лайков», кликов по ссылкам и обновлений статуса на один процент, понижает на 5-8 процентов показатели здоровья психики.
Исследователи измерили три типа активности:
- «лайки»;
- публикации;
- переход по ссылкам,
А затем исследовали их воздействие на пользователя.
И хотя они ожидали, что контент от иных людей с «лайками» с большой степенью вероятности приведет к критическому самоанализу и, следовательно, к понижению жизненного благополучия, оказалось, что и клики по ссылкам и обновление статуса вели к аналогичному эффекту.
Но не все столь плохо, как может казаться. Исследователи также отметили, что люди зачастую обращаются к «Facebook», когда испытывают чувство грусти, по причине того, что они не желают в подобном состоянии вступать в прямое взаимодействие с людьми.
В целом результаты демонстрируют то, что понижение общего настроя зависит не только от качества пользования «Facebook», но и от количества (то есть времени и частоты пребывания в сети). И хотя слишком длительное пребывание перед экраном — уже существующая издавна проблема, хитрость социальных сетей заключена в том, что пока людииспользуют их, у них формируется впечатление, что они занимаются значимыми социальными взаимодействиями. Ученые подтверждают, что качество и характер этого рода связей не могут заменять взаимодействия с настоящим миром, необходимые для здоровой жизни.