Как считал известный социолог П.А. Сорокин, семья - это первая мастерская, которая формирует человеческую личность, продолжит эту работу должна школа. Именно здесь ребёнок получает различные знания и навыки, и выходит отсюда в 17-18 лет уже вполне сформированным человеком.
Слово школа (от греческого schole) первоначально имело значение - отдых, проведение досуга. Потом под этим стали понимать философские беседы, а в дальнейшем - занятия, которые должно развивать человека. Сегодня в литературы мы находим самые разные значения: приобретение человеком определенного опыта, направление в науке, учебное заведение.
Понятие термина "школа"
В идеале школа должна быть образовательным и культурным учреждением, которое воспитывает полноценным членов общества, помогает им в развитии интеллекта - социального и эмоционального, помогать учителям расти в профессиональном смысле, раскрывать творческие способности. Чаще всего школа представляет собой просто учебное заведение, которое даёт первичную информацию из разных сферах, а также формирует различные навыки.
В этом контексте цель школы как социального института - социализировать человека, помочь ему разобраться в том, какую профессию он хотел бы получить, как самореализоваться в своей будущей деятельности. Однако часто скорее дополнительные занятия и неформальное образование позволяет ответить на эти вопросы.
Школа должна способствовать преемственности поколений, трансляции актуальных норм, ценностей и представлений.
Принципы современной школы в России
Современное законодательство провозглашает следующие принципы школы:
- уважением к свободе человек, приоритет человеческой жизни, безопасности, здоровья;
- любовь к окружающему миру, стране, семье;
- защита культур в регионах и сохранение традиций в рамках государства;
- единые принципы образования на уровне федерации;
- доступность образования для всех;
- программы должны быть адаптированы к различным уровням подготовки;
- образование должно быть светским;
- автономность школы, а также демократические принципы управления ей.
Законодательство провозглашает гарантию получения образования вне зависимости от того, какой человек национальности, расы, убеждений, социального положения, возраста и пр. При этом государство полностью или частично несёт финансовую нагрузку в случае, если человек нуждается в социальной помощи.
Те дети, которые имеют различные отклонения в развитии, получают возможность обучаться в коррекционных школах.
Виды школ
Школы финансируются государством, благотворительными и религиозными организациями, частными лицами. Больше всего существует общеобразовательных государственных школ.
При этом школы могут быть светскими и конфессиональными, городскими и сельскими. Также они могут делиться по изучаемым языкам на русские, французские, немецкие и пр.
По времени проведения занятий школы бывают:
- дневными
- вечерними
По уровням образования:
- начальными
- полными средними
- неполными средними
В некоторых общинах и в ряде стран мира школы делятся на мужские и женские.
Один из деятелей французской революции Ж. Дантон говорил, что школа наряду с хлебом - самое важное для народа, так как она даёт знания, духовное развитие, связывает общество и государство. Сегодня, во многом, мы можем сказать, что связь не такая крепкая как раньше и с развитием личности тоже есть некоторые сложности. Однако важным элементом школы как социального института остаются учителя, которые продолжают делать своё дело с большой отдачей.