Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Семья как социальный институт

Семья – социальный институт

Замечание 1

Семья – структурная, первичная единица социальной общности людей, основанная на кровном родстве или браке. Это древнейший социальный институт – основной институт человеческого общества.

С институциональной точки зрения, процесс формирования семьи является растянутым во времени процессом усвоения социальных стандартов, норм, ролей, регулирующих выбор брачного партнера, сексуальное поведение, стабилизацию семьи, отношения с родителями супругов.

В каждом обществе институт семьи различается по своему устройству, выполняемым задачам, социальной роли.

Структура семьи и брака

Понятие «структура семьи» включает в себя совокупность отношений родства между ее членами, систему нравственных и социокультурных отношений.

Выделяют следующие типы семей:

  • авторитарные, в которых прослеживается четкое подчинение главе семьи, детей-родителям;
  • демократические, в которых распределение власти и ролей происходит на основании способностей супругов, их личностных качеств; характерные черты – добровольное распределение ролей, равноправие в принятии решений.

Основные ролевые отношения в семье в идеале выстраиваются в иерархичную модель общности: муж, жена, отец, мать, свекровь, теща, старший ребенок и т.д.

По критерию власти в типологии семьи и брака выделяют семьи:

  • эгалитарная – у супругов отмечается равенство в правах;
  • партнерская – совместное обсуждение решений, касающихся семьи;
  • отстраняющийся тип правления – ни один из супругов власть в свои руки брать не хочет.

По месту проживания различают:

  • неолокальные браки – супруги проживают отдельно от родителей;
  • матрилокальные браки - супруги живут в доме родителей жены;
  • патрилокальные браки – супруги живут в доме родителей мужа.

По демографическому вопросу семьи могут быть:

«Семья как социальный институт» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • полные – в составе семьи есть супружеская пара;
  • неполные – в составе семьи отсутствует супружеская пара;
  • нуклеарные, или простые – в состав семьи входят родители и их дети (или дети отсутствуют);
  • сложные – в составе семьи наблюдаются различные комбинации супружеских пар и других родственников.
Замечание 2

Типология семейной структуры детерминирована социальной структурой общества, социокультурной составляющей, территориальными, религиозными, этническими особенностями.

Социальные функции семьи

Функции семьи отражают динамику семейных изменений на различных этапах развития и функционирования общества, историческую связь между семьей и обществом.

Семья, как социальный институт, выполняет следующие традиционные функции:

  1. Репродуктивная, или воспроизводство населения.
  2. Хозяйственно-экономическая. Заключается в обеспечение членов семьи питанием, одеждой, приобретение имущества и ведение домашнего хозяйства, организация быта, создание уюта, благоустройство жилища, ведение домашнего бюджета.
  3. Регенеративная. Подразумевает наследование фамилии, статуса, социального положения, имущества, фамильных драгоценностей.
  4. Социализирующая, или образовательно-воспитательная. Удовлетворение потребностей в материнстве и отцовстве, в контактах и воспитании детей, самореализации в детях.
  5. Рекреативная функция. Отражает организацию досуга, связана с отдыхом, заботой о здоровье, благополучии всех членов семьи.
  6. Социально-статусная. Воспроизводство структуры и предоставление членам семьи определенного социального статуса.
  7. Психотерапевтическая. Дает возможность удовлетворить потребности в уважении, симпатии, эмоциональной поддержке, признании, психологической защите.

Воспитательные модели в семье:

  • детоцентризм – в воспитании ребенка участвуют все члены семьи; как правило, дети вырастают инфальтильными личностями и эгоцентриками;
  • профессионализм – родители от воспитания ребенка отчуждаются, но материально их обеспечивают; дети испытывают трудности при социальном общении, не обладают опытом доверительного диалога со взрослыми;
  • прагматизм – воспитание ориентировано на личность ребенка, достижение им успеха в жизни любыми средствами, на получение материальной выгоды и практичность; ребенок вырастает с утилитаристским отношением к миру.
Дата последнего обновления статьи: 05.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot