Анализ исследований и публикаций
На современном этапе развития общества неоспоримым является факт важности исследования в современной социологической науке социальной мобильности как одного из важнейших составляющих течения и последствий социально-стратификационных процессов. Проблемами исследования и изучения основных тенденций развития различных типов социальной мобильности, их причин и последствий как в пределах отдельных обществ, так и в перспективе межнациональных сравнений, занимается уже не одно поколение социологов.
Для западной, а также американской социологической мысли социальную мобильность можно считать традиционным предметом исследования. В разработку этой проблемы в разные годы значительный вклад внесли Б. Бернстайн, П. Бурдье, Э. Гидденс, Дж. Коулман, Д. МакКлелланд, К. Манхейм, П. Сорокин, Р. Тернер, Я. Щепаньский и др.
В современном украинском обществе процессы социальной мобильности и факторы, ее определяющие, все чаще попадают в центр внимания ученых и исследователей различных отраслей науки. В социологии исследованиями различных аспектов социальной мобильности занимаются такие ученые, как:
- А.Вишняк,
- С.Войтович,
- Е. Головаха,
- А.Куценко,
- С.Макеев,
- С.Оксамитна,
- Н. Панина,
- В.Паниотто,
- В.Тарасенко,
- В. Чорноволенко,
- Ю.Яковенко
- и др.
Исследование социальной мобильности хотя и проводились, но вплоть до 90-х гг. ХХ в. ни были репрезентативными и не давали возможности для сравнения полученных данных.
Современное состояние социологии социальной мобильности в целом характеризуется наличием многочисленных конкурирующих теоретико-методологических подходов, методов эмпирических исследований и статистических методов анализа данных, а также накоплением значительного массива социологических данных, в том числе по межнациональным сравнительным исследованиям.
Изучение феномена мобильности. Описание процеса
Обычно объектом детального эмпирического анализа, как отмечает Бархатная С.М., становится межгенерационной социально-классовая и образовательная мобильность, данные по которой делают оценку глубины стратификованости общества, временных изменений стабильности, роста или уменьшения равенства или неравенства возможностей, а также используются для разработки и реализации определенных мер социальной политики в развитых демократических странах. Речь идет о тех видах социальной мобильности, которые условно можно считать объективными, изучаемыми на основании сравнения объективных социально-статусных, классовых и образовательных характеристик самих респондентов и их родителей.
Уровень социальной мобильности часто используется как показатель степени открытости и подвижности любого общества.
Понятие социальной мобильности не тождественно понятию социальные перемещения. Социальные перемещения характеризуют социальные изменения в связи с миграцией, текучестью кадров, а социальная мобильность учитывает их только в случае изменения статуса, позиции, которую занимает индивид или группа в социальной структуре общества. Основное внимание при этом акцентируется на характеристике частоты и скорости течения всех изменений, то есть рассматривается мобильная возможность социальных перемещений и степень готовности к таким изменениям.
Значительное количество ученых, изучающих процессы мобильности, сходятся на том, что в основе системы социальной мобильности лежат три фактора такие, как власть, доход и образование.
Как доминирующий в социальной мобильности общества, можно выделить экономический фактор, который стал общепризнанным критерием социального успеха, социальной защищенности и возможности продвижения к высшим слоям. В представлениях населения богатство также является основным фактором, определяющим отношения неравенства. Социальное расслоение и формирование различных по уровню благосостояния и социальным признакам групп является неотъемлемой чертой преобразований, которые происходят в современном обществе.
Профессия выступает следующим фактором социальной мобильности. В современном обществе происходят такие трансформационные процессы, которые усиливают социальную мобильность. Развитие различных форм собственности и предпринимательской деятельности повышают уровень мобильности добровольной, ориентированной на достижение, так и мотивированного, основанный на необходимости повышения квалификационного уровня. Постепенно складываются и развиваются формы мобильности, традиционные для рыночной экономики: территориальная, отраслевая, внутренняя и межфирменная и профессионально-квалификационная.
Для современной молодежи страны в возрасте 13-18 лет материальный фактор является ярко выраженным и доминантным в структуре составляющих престижности профессий.
При выборе будущей профессии учащиеся выпускных классов прежде всего ориентируются на:
- Возможность реализовать свои способности и удовлетворить свой интерес;
- Потенциальную престижность профессии;
- Дальнейшее трудоустройство и карьерный рост.
В условиях постоянных трансформаций образование позиционируется молодежью как ресурс для социальной мобильности. Высшее учебное заведение превращается в структуру, которая дает индивиду навыки непрерывного адаптации.
Выводы
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что в обществе все пространство социальной стратификации определяется все же преимущественно одним показателем, а именно материальным при резком уменьшении значимости других критериев дифференциации, которые перестают играть решающую роль.
Повышение людьми своего статуса в обществе или восходящая социальная мобильность - очень важный процесс, осложнения которого повышает риск конфликтов и социальных взрывов в социуме.
Подытоживая можно сказать, что социология социальной мобильности составляет одну из наиболее развитых отраслей современной социологической науки.
Исследования социальной мобильности утвердились как способ видения внутреннего строения стратифицированных обществ, а также как процесс социального распределения индивидов, который генерируется, а также контролируется социальными институтами.