Особенности влияния рекламы
Рекламная деятельность занимает достаточно значимое место в современном социуме, поскольку она обладает некоторым уровнем власти, а также доверием, прежде всего со стороны потребителей конкретных товаров и услуг. Что касается социального воздействия рекламы и ее механизмов, то оно преимущественно проявляется в процессах переработки рекламных сообщений:
- В эмоциях человека;
- В мыслях о том, каковы возможные решения заданных конкретных и актуальных ситуаций и проблем;
- В поведенческих актах человека, которые как раз и обусловлены необходимостью разрешать противоречия и улучшать окружающие условия.
Авторы и исследователи, анализирующие проблему воздействия рекламы на человека и более обширные социальные общности, обращают внимание на осознаваемые и неосознаваемые действия. К тому же, они выделяют рациональные и нерациональные воздействия. Говоря о рациональных воздействиях, их необходимо соотносить с логикой и убеждениями, а также аргументами, которые имеют конкретные доказательства в отношении тех или иных утверждений. Нерациональное воздействие подразумевает, что человек опирается на собственные ощущения и эмоции, симпатии или антипатии в отношении какого-либо продукта или услуги, поэтому рекламное воздействие может состояться, а может и не состояться, если речь идет о формировании негативного образа.
Безусловно, воздействие рекламы носит социальный характер. Связано это с тем, что в целом такой механизм направлен на то, чтобы оказывать влияние на обширные социальные общности, а также на широкие социальные группы, которые могут быть заинтересованы в тех или иных услугах, или для которых предполагается производство рекламируемого товара.
Необходимо подчеркнуть, что социальное воздействие рекламы имеет серьезное значение в современном мире. Мы используем большое количество источников информации – глобальную сеть Интернет, телевидение, газеты и журналы, радио, иные средства массовой информации. Все они окружают нас, формируют наше мнение и мировоззрение, отношение к некоторым особо значимым явлениям и событиям
Без рекламного влияния вряд ли мы смогли бы составлять собственные рейтинги товаров и услуг, а разнообразие подобных механизмов лишний раз демонстрирует, насколько на сегодняшний день активно развиваются различные сферы жизни человека, и что без подобного рекламного влияния было бы достаточно проблематично формировать собственное мнение об окружающих процессах, явлениях, товарах и услугах. К тому же, человек может самостоятельно обучаться и в дальнейшем через рекламу, через ряд средств и механизмов влиять на окружающих, предлагать им свои услуги и товары, менять их жизнедеятельность и ежедневный круг потребностей.
Компоненты социального воздействия рекламы
Воздействие рекламы – это процесс структурированный и разнообразный. Он включает в себя механизмы, формы и, конечно же, компоненты. Изучение последних занимались как зарубежные, так и отечественные исследователи. Например, В.Г. Зазыкин предложил выделять следующие компоненты социального воздействия рекламы на окружающих:
- Когнитивный компонент;
- Аффективный компонент;
- Регулятивный компонент;
- Коммуникативный компонент.
Все эти компоненты, несмотря на некоторую автономность, сохраняют тесную связь друг с другом. Их смысл заключается в том, что все они отражают определенную функцию социального воздействия рекламы, и поэтому крайне важно учитывать все особенности компонентов, поскольку в ином случае есть вероятность того, что они могут привести к дисфункции и, как следствие, к некоторым изменениям в рекламной структуре воздействия, а также к трансформациям самого мировоззрения человека.
Когнитивный компонент – его смысл заключается в том, чтобы человек имел возможность получать свежую, совершенно новую информацию за счет процессов переработки этой информации. Каждый индивид по-своему воспринимает информацию, по-своему ощущает ее, оказывает внимание некоторым отдельным компонентам или деталям. Также у человека развито ассоциативное мышление, которое подразумевает, что он будет сравнивать один продукт или услугу с другими, ассоциировать их с тем, как он применить их в собственной жизни. Также крайне важная черта рекламного воздействия – это запоминаемость товара или услуги, яркий образ, который складывается, и от которого крайне сложно избавиться, если мы говорим о том, что реклама действительно подействовала на человека.
Аффективный компонент социального воздействия рекламы – нацелен на то, чтобы формировать эмоциональное отношение к тем или иным товарам или услугам, а также на то, чтобы человек имел мотивацию воспользоваться данной рекламой и в действительности сделать тот или иной товар или услугу частью своей жизни. На эмоциональном уровне индивид может испытывать симпатию или антипатию к чему-либо, может испытывать привязанность или отвращение, и все это будет оказывать влияние на то, что он будет использовать в повседневной жизни.
Регулятивный компонент – побуждает индивида к конкретным действиям. Это значит, что под воздействием рекламы человек в действительности захочет воспользоваться услугами или приобрести некоторую продукцию, а также изменит свое мнение о других компаниях-производителях.
Последний компонент – коммуникативный. Здесь необходимо подчеркнуть, что он нацелен на интегрирование потребителя рекламы в контекст информирования. Человек будет стремиться получить больше информации о товарах или услугах, которые интересуют его более всего, и которые будут оказывать влияние на его жизнь, взаимоотношения с другими индивидами. Таким образом, социальное воздействие рекламы сегодня играет крайне важную роль в формировании общественного мнения, а также в формировании мировоззренческой направленности личности, ее желания изменять свою реальность, пополнять ее совершенно новой информацией.