Понятие социального сопровождения
С 1 января 2015 года в Российской Федерации вступил новый Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В нем как раз и раскрываются все особенности и принципы социального сопровождения, а также его ключевые технологии.
В статье 22 вышеуказанного Закона определяются принципы содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, а также юридической и социальной помощи, которые не относятся к перечню социальных услуг. Именно в них и закреплены основы социального сопровождения граждан.
Социальное сопровождение обеспечивается при необходимости таким категориям граждан, как родители, опекуны, попечители а также иным законным представителям несовершеннолетних. Также оказывается непосредственное содействие в предоставлении ряда услуг: медицинских, психологических, юридических, педагогических.
Осуществление социального сопровождения производится путем привлечения ряда ответственных и уполномоченных организаций, которые вправе предоставлять такого рода помощь. Услуги предоставляются на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 28 вышеуказанного Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Все меры, а также комплекс мероприятий, которые направлены на социальное сопровождение, отражаются в индивидуальной программе.
Социальное сопровождение детей школьного возраста
Школьники являются отдельной социально-демографической группой, которая отличается особенностями своих возрастных характеристик. Именно в школьном возрасте ребенок проходит все этапы процесса социализации, выявляет свои творческие, образовательные, интеллектуальные и психологические особенности и реализует их на практике.
Обучение и воспитание учащихся сопровождается практиками, как психолого-педагогическими, так и медико-социальными (ППМС сопровождение). В настоящее время это одно из наиболее динамически развивающихся направлений практической психологии в работе с детьми и подростками.
В Письме Министерства образования Российской Федерации от 6 апреля 2001 года «Об использовании рекомендаций Российско-фламандской научно-практической конференции в деятельности ППМС-центров№ определены основные принципы социального сопровождения школьников:
- Междисциплинарный и общеохватывающий подход к разрешению любой проблемы развития ребенка-школьника;
- Равнозначность Программ, направленных на помощь ребенку-школьнику в проблемной ситуации, а также тех Программ, которые направлены на предупреждение и прогнозирование проблемных ситуаций, профилактику их причин;
- Гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка-школьника в образовательном процессе на каждом его этапе;
- Специалисты системы сопровождения детей-школьников находятся на их стороне, защищая интересы, права и свободы в случае возникновения проблемной ситуации, нуждающейся в разрешении.
Помимо ключевых направлений и принципов выделяются также основные проблемы, которые определяют психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Среди них следующие:
- укрепление общего здоровья, формирование принципов и культуры здорового образа жизни;
- преодоление трудностей в процессе обучения;
- добровольный выбор образовательного и профессионального пути;
- решение социально-эмоциональных и иных функциональных проблем развития ребенка-школьника;
- самореализация в ходе досуговой деятельности.
Задачи социального сопровождения школьников
Выступая сложным процессом, который формализован посредством законодательства, социальное сопровождение решает ряд ключевых задач, которые являются очень важными для успешного развития общества и благополучной жизнедеятельности широких слоев населения.
Задачи социального сопровождения следующие:
- Нормализация отношений с социумом и утверждение себя в нем.
- Содействие в адаптационных процессах клиентов к реальным условиям их жизнедеятельности, а также к новым социально-культурным условиям, если дело касается мигранта или иностранного гражданина, прибывшего с определенной целью в нашу страну (обучение, работа, временное проживание).
- Создание комфортных условий для самореализации человека в рамках семейных и общественных отношений.
- Помощь в реабилитации человека, выведение его из кризисных ситуаций. Сопровождение может носить медицинский и психологический характер, а также включает в себя технологии по адаптационной работе.
- Повышение социального статуса человека, введение его в образовательную среду. Зачастую человек нуждается в социальном сопровождении, если теряет прежнее место работы из-за недостаточного уровня знаний и навыков. В данном случае он отправляется на повышение квалификации или переобучение.
- Восстановление функций здоровья, избавление от ряда вредных привычек. Обычно, это медицинская реабилитация в наркологических централ, избавление от алкогольной и наркотической зависимости, а также от вредной привычки, такой, как курение и употребление запрещенных и опасных для жизни токсичных препаратов.
Осуществление этих функций входит в сферу компетенций специалистов социальной сферы, а также психологов, педагогов и медицинских работников. Все они являются сотрудниками служб социального сопровождения.
Служба социального сопровождения – это система органов, целью которой является создание равных для всех членов общества возможностей реализоваться и стать социально и политически активной личностью.
В работе этих служб границы между людьми стираются, поскольку помощь могут получить абсолютно все граждане: трудоспособные, нетрудоспособные, инвалиды, несовершеннолетние и прочие социально-демографические и возрастные категории граждан.