Социальное сопровождение
Социальное сопровождение – это достаточно сложный процесс, который выступает в качестве одной из эффективных технологий социальной работы. С 1 января 2015 года в Российской Федерации вступил новый Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В нем как раз и раскрываются все особенности и принципы социального сопровождения, а также его ключевые технологии.
В статье 22 вышеуказанного Закона определяются принципы содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, а также юридической и социальной помощи, которые не относятся к перечню социальных услуг. Именно в них и закреплены основы социального сопровождения граждан.
Социальное сопровождение обеспечивается при необходимости таким категориям граждан, как родители, опекуны, попечители а также иным законным представителям несовершеннолетних. Также оказывается непосредственное содействие в предоставлении ряда услуг:
- медицинских;
- услуг в психологической помощи;
- педагогических и юридических;
- социальной помощи, которая не относится к социальным услугам.
Осуществление социального сопровождения производится путем привлечения ряда ответственных и уполномоченных организаций, которые вправе предоставлять такого рода помощь.
Услуги предоставляются на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 28 вышеуказанного Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Все меры, а также комплекс мероприятий, которые направлены на социальное сопровождение, отражаются в индивидуальной программе.
Модели социального сопровождения
На сегодняшний день функционирует сразу несколько основных моделей социального сопровождения.
Модель «Консалтинг» (от английского «совещаться», «принимать во внимание», «акцентировать») – модель, которая сфокусирована на оказании высококвалифицированной и профессиональной помощи одаренным детям, их родителям, законным представителям – опекунам, а также ближайшему окружению). Данная модель осуществляется с применением последних мультимедийных технологий, в режиме как очных, так и заочных консультаций (онлайн). Помощь в рамках данной модели оказывается независимыми экспертами, а также профессионально подготовленными специалистами (педагогами, психологами, медиками).
Модель «Коучинг» (от английского «обучение», «тренировка») – строится на принципе выявления максимально сильных сторон личности. Реализация данной модели предполагает достижение конечных целей, максимального результата в личностном развитии, а также для максимализации собственной производительности и активности через процессы взаимодействия со специалистами (наставниками). Данная модель направлена на человека без отклонений в процессах социализации и адаптации. Человек самостоятельно достигает поставленных целей, но при этом имеет право консультироваться с коучем (наставником в определенной области).
Модель «Менторинг» - реализуется через более жесткие методы, чем модель «Коучинг», так как специалист использует авторитарный стиль взаимодействия с человеком или отдельными социальными группами (семьей, например). Главная задача такой модели – поддержка мотивации личности в ее стремлении добиться максимальных результатов с использованием всех своих навыков, умений и знаний, а также творческих и иных особенностей и предпочтений, которые необходимо развить.
Модель «Патернат» - модель полной поддержки личности или отдельной социальной группы, которая реализует патернализм в отношениях между специалистом и личностью (социальной группой). Эта модель дает гарантии непрерывного сопровождения развития человека, представляет собой полное согласование действий различных специалистов, даже если они относятся к совершенно разным сферам общественной, политической, духовной и экономической жизни человека.
Модель «Риск-эдвайзер» - сфокусирована на том, чтобы любой человек (ребенок, родитель, представитель любой социально-демографической группы) имел возможность получить экстренную и квалифицированную помощь специалистов из таких сфер, как психология, педагогика или медицина.
Методы социального сопровождения
Существует несколько основных методов, которые лежат в основе социальной работы и социального сопровождения. Они классифицируются по следующим признакам:
- По направлению и разнообразию форм социальной работы (организационные, социологические, социально-психологические, медицинские, экономические и социально-экологические методы).
- По объектам социального сопровождения (индивидуальные, групповые и общинные методы социального сопровождения).
- По субъектам социального сопровождения – методы, которые применяются отдельными специалистами в конкретной области, работниками социальных служб, органами управления социальной работы и социальной защиты.
По объектам социального сопровождения методы могут быть индивидуальными (работа между социальным работником и клиентов), работа с группой (например, с семьей или через семью и ее членов), а также работа в общине (в микросоциальной среде, например, в рабочем коллективе).
Подобная классификация методов позволяет использовать их в общенаучном контексте (не только в рамках социальной работы и социального сопровождения), а также выявить методы конкретно социальной работы.
Среди методов, которые носят междисциплинарный характер, но имеют место в социальном сопровождении, выделяют сбор информации, ее обработка, эмпирические и теоретические исследования.
Все эти методы позволяют выявить проблемы и основные закономерности в работе органов социальной защиты, а также важны для теории и практики социальной работы и социального сопровождения.