Признаки, отличающие социальное предпринимательство от традиционного предпринимательства
Г. Диз указывает, что социальное предпринимательство применяет самые эффективные практики традиционного предпринимательства для осуществления социальной миссии.
Он выделяет факторы, отличающие социальное предпринимательство от традиционного предпринимательства:
- миссия создания и поддержания социального блага, или ценности;
- определение и использование возможностей для осуществления миссии;
- реализация постоянного процесса инноваций, обучения и адаптации;
- высокая ответственность за результаты социальной деятельности перед клиентами и обществом;
- решительность действий, не сдерживаемых располагаемыми ресурсами;
- комбинирование ресурсов для удовлетворения социальных потребностей и ускорения социальных изменений;
- появление социальных преобразований как результат деятельности социального предпринимателя.
Социальное предпринимательство предполагает определенный баланс между коммерческой составляющей и социальными целями. Получение прибыли в данном случает является средством достижения социальных целей предприятия. Прибыль реинвестируется в бизнес или местное сообщество.
Фонд «Общественное мнение» выделяет основные составляющие, отличающие социальное предпринимательство от другого бизнеса: организационная автономность, самостоятельность в решении вопросов организационного развития; расширенный круг социальных контактов; инвестиция прибыли в поддержание функционирования предприятия; внедрение инноваций; наличие долговременных социальных проектов.
Признаки социального предпринимательства
Организации социального предпринимательства способствуют протеканию изменений в обществе. Социальное предпринимательство ориентировано на: проблемы граждан; поиск новых путей решения; тиражируемость, т.е. возможность делится собственным опытом с другими организациями; самоокупаемость; возможность получения прибыли, на поддержку и стимулирование развитие социального проекта с целью получения дохода и удовлетворения потребностей предпринимателя.
Различные авторы по-разному определяют основные признаки социального предприятия. Анализ всех взглядов позволяет выделить следующие признаки:
- социальные задачи преобладают над коммерческой составляющей, предприятие создается для разрешения конкретной социальной проблемы, бизнес сочетает коммерческие и некоммерческие цели;
- выявление маргинализации, социальной несправедливости или проблем населения, остро нуждающихся в помощи и поддержке;
- нахождение возможностей для разрешения трудной ситуации какой-либо категории населения при помощи креативного подхода к разрешению проблемы, вдохновения, активных действий предпринимателя;
- социальное предприятие конкурентоспособно и самоокупаемо, т.е. является устойчивым, доход, в основном, получают за счет продажи товаров, услуг, работ;
- прямое воздействие указывает, что предприятие может своими силами решить поставленные задачи;
- экономические и социальные ресурсы благодаря инновациям комбинируются таким образом, что возможно осуществить социальную миссию и достичь финансовую устойчивость;
- долгосрочные глубокие изменения в жизни общества – конечный результат социального предпринимательства.
Многие социальные проблемы невозможно решить в рамках стандартных подходов. Поэтому использование инновационного подхода в решении проблем во многом определяет успешность социального предпринимательства. Под социальными инновациями понимают: использование новой комбинации ресурсов, новых подходов в решении социальной проблемы; использование потенциала территориального общественного самоуправления, сил самоорганизации населения; вывод новой услуги на рынок.
Некоторые авторы выделяют риск, как неотъемлемую часть социального предпринимательства, так как преследование социальных целей при ослаблении экономической эффективности связано с большой вероятностью распада предприятия.
Социальное предпринимательство часто позволяет разрешить социальные проблемы более эффективно, чем государство или благотворительные некоммерческие предприятия при помощи стандартных алгоритмов.
Социальное предприятие – коммерческая организация, созданная для решения социальных проблем, для которой характерны решительность частной рыночной компании, финансовая дисциплина, инновационная активность. Ким Альтер определяет такое явление как «двойственная результативность» социального предприятия.
Он выделяет следующие характеристики такого социального предпринимательства: для достижения социальной цели применение практик и инструментов традиционного предпринимательства; создание экономической и социальной ценности; соединение коммерческого и социального капиталов; получение дохода в целях финансирования социальных программ на основе коммерческой деятельности; определение результатов социального эффекта и финансовой деятельности; финансовая свобода; постановка финансовых задач в зависимости от их вклада в достижении общего блага; направленность стратегии предприятия на осуществление социальной миссии.
Черты социального предпринимателя
Для того, чтобы добиться успеха в социально ориентированном бизнесе социальный предприниматель должен обладать следующими чертами:
- желание изменить определенную сферу деятельности, упростить жизнь нуждающимся категориям населения;
- вера в людей, их способность и желание внести вклад в социальное и экономическое развитие общества;
- решимость рисковать и свобода от установленных обществом социальных рамок;
- наличие здорового нетерпения, желание реально изменять окружающий мир.
Отправной точкой развития социального предпринимательства является социальная проблема. Для достижения поставленных целей социальный предприниматель должен «видеть» ситуацию, обладать мотивацией и активностью, использовать новые методики и практики для ее разрешения, эффективно применять имеющиеся ресурсы.