Преимущества социального предпринимательства над крупными предприятиями
Международное бюро труда отмечает, что социальные предприниматели обладают существенными конкурентными преимуществами, широко используют в бизнесе местные трудовые и материальные ресурсы, в сравнении с крупными предприятиями требуют меньших капиталовложений на одного сотрудника.
Социальные предприниматели обладают высокой степенью мотивации в достижении успеха, они склонны к инвестированию и сбережениям.
Субъекты социального предпринимательства ориентируются в спросе на товары и услуги на местных рынках. Часто товары производятся непосредственно по заказу конкретного человека.
Практика развития социального предпринимательства указывает на следующие его преимущества перед иными формами бизнеса:
- более эффективная адаптация к местным условиям хозяйствования;
- значительная самостоятельность функционирования субъектов социального предпринимательства;
- относительно небольшие расходы, в том числе, затраты на управление;
- оперативность и гибкость в принятии и реализации решений;
- больше шансов проявить предпринимателю свои способности и реализовать идеи;
- низкая потребность в объемном финансировании, способность быстро изменять технологии, производимые товары и услуги в соответствии с запросами местного рынка;
- высокая оборачиваемость капитала;
- сосредоточение всей получаемой прибыли в одних руках;
- упрощенное ведение и учет хозяйственной деятельности предприятия.
В отдельных странах социальные предприятия занимают доминирующее положение по количеству, объему производимых товаров, оказании услуг и выполнении работ.
Преимущества социального предпринимательства перед государственными учреждениями
Преимущества социального предпринимательства перед государственными учреждениями:
- личная заинтересованность социального предпринимателя в успешном осуществлении своей деятельности;
- возможность сократить государственные расходы на административные издержки, при передаче части полномочий государства, сокращение времени воплощения в реальность программ, реального социального проекта, оказывающего нуждающимся поддержку;
- социальные организации образуют уравновешивающие системы между людьми, обладающими социальным благом, и людьми, его не имеющими; внутри государственного контроля эти системы саморегулируются, что позволяет провести мониторинг эффективности, избавить государство от разработки новых методов решения социальных проблем и перенеся полномочия на уровень бизнеса;
- конкуренция среди социальных предприятий наиболее качественным из них позволяет сосредоточиться на конкретных задачах и осуществлять их на максимально высоком уровне.
Основу социального предпринимательства составляет постоянный поиск и приспособление к общественным потребностям.
Деятельность социальных предприятий оказывает заметное влияние на всю экономику страны, существенно изменяя ее гибкость. По уровню развития социального предпринимательства можно говорить о способности государства адаптироваться к изменяющейся экономической ситуации.
Социальное предпринимательство, активизируясь и развиваясь помогает решать отдельные экономические, научно-технические и социальные проблемы.
Недостатки социального предпринимательства
В отечественном социальном предпринимательстве существуют определенные недостатки, среди которых можно выделить следующие:
- относительная зависимость от крупных компаний;
- высокий уровень риска, и, как следствие, неустойчивость положения на рынке;
- недочеты в управлении бизнесом;
- недостаточная компетентность руководителей;
- сложности в получении кредитов, грантов, привлечении дополнительного финансирования;
- высока чувствительность к трансформациям в хозяйствовании;
- осторожность и неуверенность хозяйствующих партнеров при заключении контрактов (договоров);
- имущественная ответственность, распространяющаяся на все имущество предпринимателя и др.
Отсутствие успешной деятельности и недостатки социального предпринимательства обусловлены внешними и внутренними факторами, условиями функционирования самих предприятий.
Наиболее значимыми факторами, сдерживающими развитие социального предпринимательства, являются несовершенство законодательной базы, налогообложения, финансово-кредитных механизмов. Все это ведет к неуверенности и невозможность функционировать с учетом долгосрочной перспективы.
Негативное влияние на развитие социального предпринимательства оказывают административные барьеры, особенно остро проявляющиеся при лицензировании видов деятельности, регистрации предприятий, сертификации продукции, выделении торговых и производственных помещений, земли.
Часто социальные предприниматели обладают слабой ресурсной и производственно-технической базой. Для многих предприятий остро стоит проблема нежилых помещений.
Развитие социального предпринимательства сдерживают высокие цены на коммунальные и энергоресурсы.
Большая доля неудач социальных предпринимателей связана с их профессиональной некомпетентностью или менеджерской неопытностью.
Большое влияние на успех социального предприятия оказывает квалификация предпринимателя. Невысокая квалификация ведет к неудачам в бизнесе. Предприниматели, имеющие опыт работы и ведения дел в небольших фирмах более удачливы в новой деятельности.
На успех развития социального предприятия большое влияние оказывает степень его финансирования, особенно на начальных этапах. Шансов благополучно избежать неприятностей в кризисные периоды, быстрее окрепнуть больше у тех предприятий, в которые вложен достаточный начальный каптал.
По мере «взросления» предприятия его шансы на успех возрастают. Более удачная предпринимательская деятельность наблюдается в компаниях, во главе которых длительное время находится один владелец, нежели те, в которых владельцы меняются часто.