Сущность понятия «социальное поведение»
Социальное поведение выступает одним из объектов изучения социологической науки. Исследования в данной области начали проводиться еще с середины 19 века, и, помимо понятия «социальное поведение» в один ряд с ним встали такие элементы, как социальное действие и взаимодействие.
Социальное поведение группы – в социологической науке это качественная характеристика социального действия и социального взаимодействия, которые неразрывно связаны друг с другом.
Социальное поведение дает характеристику поведению личности или социальных групп в тех или иных условиях, в той или иной социальной ситуации и среде. Социальное поведение может быть в разных ситуациях нехарактерным. Например, какое-то количество депутатов принимают участие в работе Государственной думы, то есть активно занимаются политической деятельностью. Но их поведение неоднозначно, так как одни заинтересованы в своей деятельности, а другие игнорируют свою деятельность и обязанности, пребывая на работе только «для галочки», потому что так нужно для получения выгоды.
Также по-разному можно охарактеризовать поведение участников массовых событий. К примеру, одни участники демонстративно мирно следуют за колонной, а другие стремятся проявить свое девиантное поведение, нарушить правила, чтобы продемонстрировать отрицательный настрой к текущему режиму и стремление к переменам. Все эти действия также попадают в поле зрения категории «социальное поведение». Иными словами, все люди в равной степени являются участниками социально-политического события, но каждый участник ведет себя по-разному, в зависимости от своих интересов, потребностей и мировоззрения.
Таким образом, социальное поведение выступает в качестве особого способа проявления субъектом социально-политического события (актором) своих мотивов, предпочтений и установок, которые направлены на реализацию социального действия и взаимодействия.
Элементы социального поведения
Поведение – это совокупность его действий, отношений, взаимодействий с другими членами общества, а также актов и движений, свидетелями которых могут стать другие люди.
Конечно, являясь таким многоаспектным проявлением в социальной сфере, социальное поведение обладает рядом ключевых элементов, которые оказывают влияние на его развитие, проистекание в разных социальных, политических, экономических и культурных условиях. Авторы выделяют три ключевых элемента социального поведения:
- потребности личности или социальное группы;
- мотивация личности или социальной группы;
- ожидания личности или социальной группы.
Потребности личности или отдельной социальной группы – выражаются в конкретной нужде в чем-либо, что необходимо для создания условий и поддержания жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом.
Мотивация личности или отдельной социальной группы – это необходимое в некотором смысле конкретное эмоциональное состояние, которое возбуждает индивида или социальную группу, побуждает к совершению определенных действий для достижения необходимого результата или предотвращения нежелательных последствий.
Ожидания индивида или социальной группы (иными словами экспектации) – требования, которые предъявляются нормам поведения в исполнении какой-либо социальной роли. Ожидания также направлены на возможности в прогнозировании результата, который можно изменить в случае, если он определяется индивидом или социальной группой как нежелательный или даже пагубный.
Особенности поведения животных
На социальное поведение животных, так же, как и на социальное поведение человека, оказывают влияние закономерности, которые характерны для группового образа жизни.
Под социальным поведением исследователи подразумевают взаимодействие животных, относящихся к одному виду или подвиду. В результате него отдельная особь получает некоторые преимущества в выживании, которое невозможно при одиночном существовании в естественных условиях.
Социальное поведение животных состоит из нескольких основных форм:
- Врожденные (передающиеся с помощью наследственных механизмов);
- Приобретенные (которые укореняются в поведении в процессе жизнедеятельности).
Базой для любого приобретенного социального поведения выступают конкретные врожденные действия и реакции, которые организм проявляет в результате каких-либо событий, потрясений или изменений. Например, белки собирают и удерживают орехи в лапах – это врожденная способность, а вот разгрызать его оптимальным и удобным способом – это приобретенный в ходе жизнедеятельности навык. Хорьки ловят свою добычу со спины в районе шеи, и это считается врожденным умением, а вот умерщвление добычи одним укусом – это приобретенный навык, которому хорек обучается со временем.
Приобретенное поведение – это, в первую очередь, нацеленность на конечный результат. Обучение чему-либо новому всегда подразумевает наличие конкретного итога, который может быть или успешным, или безуспешным. Например, все социальное поведение взрослого человека является именно приобретенным в результате жизнедеятельности и социализации.
Еще одна особенность социального поведения животных – это потребность в принадлежности какой-либо особи, к своему виду. Например, согласно наблюдениям, многие инстинкты насекомых (к примеру, пчел) проявляются именно в коллективе. К таким инстинктам относится один из важнейших – оборонительный, так как пчелы атакуют не в одиночку, в целым роем.
Потребность в группе обнаруживается и у более высокоразвитых социальных животных – обезьян. Многие исследователи отмечают, что только обезьяны могут получить серьезные психологические заболевания из-за одиночества, а также от скуки, особенно если их содержат в неволе в одиночных клетках.
Немаловажен и такой признак социального поведения животных, как стремление передать свой опыт. Это можно наблюдать в отношениях между матерью и ее маленьким зверенышем. Она показывает ему, как умываться, как ловить добычу и обезвреживать ее.