Понятие «социальное поведение»
Социальное поведение выступает одним из объектов изучения социологической науки. Исследования в данной области начали проводиться еще с середины 19 века, и, помимо понятия «социальное поведение» в один ряд с ним встали такие элементы, как социальное действие и взаимодействие.
Социальное поведение индивида или социальной группы – в социологической науке это качественная характеристика социального действия и социального взаимодействия, которые неразрывно связаны друг с другом.
Социальное поведение дает характеристику поведению личности или социальных групп в тех или иных условиях, в той или иной социальной ситуации и среде. Социальное поведение может быть в разных ситуациях нехарактерным. Например, какое-то количество депутатов принимают участие в работе Государственной думы, то есть активно занимаются политической деятельностью. Но их поведение неоднозначно, так как одни заинтересованы в своей деятельности, а другие игнорируют свою деятельность и обязанности, пребывая на работе только «для галочки», потому что так нужно для получения выгоды.
Также по-разному можно охарактеризовать поведение участников массовых событий. К примеру, одни участники демонстративно мирно следуют за колонной, а другие стремятся проявить свое девиантное поведение, нарушить правила, чтобы продемонстрировать отрицательный настрой к текущему режиму и стремление к переменам. Все эти действия также попадают в поле зрения категории «социальное поведение». Иными словами, все люди в равной степени являются участниками социально-политического события, но каждый участник ведет себя по-разному, в зависимости от своих интересов, потребностей и мировоззрения.
Таким образом, социальное поведение выступает в качестве особого способа проявления субъектом социально-политического события (актором) своих мотивов, предпочтений и установок, которые направлены на реализацию социального действия и взаимодействия.
Особенности социального поведения школьника
Исследователи уделяют достаточное большое внимание изучению социального поведения школьников. Особенно они актуализируют проблемы социального поведения младшего школьника. Окончив первую ступень школьного образования, ребенок и сам начинает замечать, что его мировосприятие усложняется и углубляется. В деятельности отмечается появление таких черт, как склонность анализировать, дифференцировать, организовывать свою деятельность, учебный и внеучебный процессы.
Несмотря на это, внимание школьника по-прежнему остается достаточно ограниченным по объему, что вызывает некоторые противоречия: с одной стороны, ребенок стремится узнавать как можно больше сложной и новой информации, но с другой стороны ему все еще трудно концентрировать свое внимание и в полной мере изучать весь объем необходимой и интересной информации.
Социальное поведение в школьном возрасте напрямую связано с развитием мышления. Оно, в свою очередь, развивается во взаимосвязи с речью ребенка, а также большую роль играет память и интеллектуальные способности. Нередко мы можем слышать такие выражения, как «одаренный ребенок», «вундеркинд», то есть дети, которые для своих лет обладают более высоким уровнем восприятия, умений и навыков. Отсюда и их преимущество перед сверстниками, которые как бы остаются обычными детьми, чье развитие соответствует их возрасту.
Все эти черты оказывают большое влияние на развитие социального поведения школьников. В соответствии с их интеллектуальным развитием развиваются и такие нравственные качества как:
- доброта,
- терпимость,
- толерантность,
- ответственность,
- коммуникабельность.
В раннем возрасте каждый ребенок проходит несколько этапов, которые и составляют его первичную социализацию. Сначала это социализация в рамках семьи, затем социализация в школе, где у него возникают новые типы коммуникаций: с учителями, сверстниками. Появляются также новые отношения – дружеские, командные, приятельские, в школьном возрасте ребенок переживает первые чувства влюбленности. Все это влияет на его социальное поведение, причем как в школьный период, так и в будущей, взрослой жизни. Все страхи, переживания, интересы, которые школьник испытывал ранее, он проносит в свою более сознательную и взрослую жизнь.
Поэтому многие психологи, педагоги, а также социологи отмечают, что социальное поведение школьника – это набор специфических и индивидуальных черт, которые никуда не исчезают, как только человек взрослеет: они преобразуют вместе с ним, в соответствии с его характером, интересами, профессиональной и творческой деятельностью.
Элементы социального поведения школьника
Поведение – это совокупность его действий, отношений, взаимодействий с другими членами общества, а также актов и движений, свидетелями которых могут стать другие люди. Конечно, являясь таким многоаспектным проявлением в социальной сфере, социальное поведение обладает рядом ключевых элементов, которые оказывают влияние на его развитие, проистекание в разных социальных, политических, экономических и культурных условиях. Авторы выделяют три ключевых элемента социального поведения:
- потребности личности или социальное группы;
- мотивация личности или социальной группы;
- ожидания личности или социальной группы.
Потребности личности или отдельной социальной группы – выражаются в конкретной нужде в чем-либо, что необходимо для создания условий и поддержания жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом.
Мотивация личности или отдельной социальной группы – это необходимое в некотором смысле конкретное эмоциональное состояние, которое возбуждает индивида или социальную группу, побуждает к совершению определенных действий для достижения необходимого результата или предотвращения нежелательных последствий.
Ожидания индивида или социальной группы (иными словами экспектации) – требования, которые предъявляются нормам поведения в исполнении какой-либо социальной роли. Ожидания также направлены на возможности в прогнозировании результата, который можно изменить в случае, если он определяется индивидом или социальной группой как нежелательный или даже пагубный.