Понятие «социальное поведение»
Социальное поведение выступает одним из объектов изучения социологической науки. Исследования в данной области начали проводиться еще с середины 19 века, и, помимо понятия «социальное поведение» в один ряд с ним встали такие элементы, как социальное действие и взаимодействие.
Социальное поведение индивида или социальной группы – в социологической науке это качественная характеристика социального действия и социального взаимодействия, которые неразрывно связаны друг с другом.
Социальное поведение дает характеристику поведению личности или социальных групп в тех или иных условиях, в той или иной социальной ситуации и среде. Социальное поведение может быть в разных ситуациях нехарактерным. Например, какое-то количество депутатов принимают участие в работе Государственной думы, то есть активно занимаются политической деятельностью. Но их поведение неоднозначно, так как одни заинтересованы в своей деятельности, а другие игнорируют свою деятельность и обязанности, пребывая на работе только «для галочки», потому что так нужно для получения выгоды.
Также по-разному можно охарактеризовать поведение участников массовых событий. К примеру, одни участники демонстративно мирно следуют за колонной, а другие стремятся проявить свое девиантное поведение, нарушить правила, чтобы продемонстрировать отрицательный настрой к текущему режиму и стремление к переменам. Все эти действия также попадают в поле зрения категории «социальное поведение». Иными словами, все люди в равной степени являются участниками социально-политического события, но каждый участник ведет себя по-разному, в зависимости от своих интересов, потребностей и мировоззрения.
Таким образом, социальное поведение выступает в качестве особого способа проявления субъектом социально-политического события (актором) своих мотивов, предпочтений и установок, которые направлены на реализацию социального действия и взаимодействия.
Анализ социального поведения
Анализ социального поведения в современном обществе выступает в качестве достаточно актуальной проблемы. Это связано с тем, что сегодня в обществе каждый человек стремится к свободной от норм, правил и обязательств жизни. Но зачастую, стремясь проявить себя, свои интересы личность не учитывает интересов остальных членов общества. Именно это приводит к тому, что социальное поведение выходит за рамки норм, становится асоциальным, девиантным, отклоняющимся.
Анализ социального поведения является отражением развития современного общества. Поведение может быть адекватным, соответствующим социальным нормам и правилам, а может быть неадекватным – не соответствующим нормам, интересам остальных членов общества.
Подвергая социальное поведение тщательному анализу, его обязательно делят на несколько ключевых категорий, которые взаимосвязаны друг с другом:
- Анализ социального поведения ребенка;
- Анализ социального поведения школьника младших классов;
- Анализ социального поведения школьника старших классов;
- Анализ социального поведения абитуриента;
- Анализ социального поведения студента как будущего специалиста;
- Анализ социального поведения организации (трудового коллектива);
- Анализ социального поведения семьи;
- Анализ социального поведения безработных.
Связь всех этих элементов социального поведения выражается в том, что каждый человек на протяжение своей жизни является участником каждой из вышеперечисленных социальных групп, а также выполняет в них свою конкретную роль, начиная с самого рождения. Социальное поведение формируется в результате первичной и вторичной социализации, что позволяет нам сделать вывод о том, что его анализ непременно связан с каждой социальной сферой, социальным институтом, которые принимают участие в данных процессах.
Диагностика социального поведения
Методы диагностики социального поведения напрямую зависят от основных его вариантов. В современной науке выделяют несколько ключевых вариантов социального поведения:
- Стандартное (нормативное) поведение индивида или социальной группы;
- Пограничное (маргинальное) поведение индивида или социальной группы;
- Нестандартное (ненормативное) поведение индивида или социальной группы – также подразделяется на творческое (креативное) поведение, отклоняющееся (девиантное) поведение);
- Патологическое поведение индивида или социальной группы.
В социальном поведении любого типа и вида зачастую ставятся конкретные цели. Для их решения необходимо использовать следующие методы. Во-первых, необходима диагностика в случае отклоняющегося поведения, а также дифференциация конкретного случая от других феноменов социального поведения индивида или социальной группы. Во-вторых, всегда важно планирование профессионального воздействия на социальное поведение индивида или социальной группы. В-третьих, очень важна динамика поведения личности, а также оценка эффективности работы с ней, так как от этого напрямую зависит результат: будет ли он достигнут в полной мере, или в ходе деятельности цели необходимо заменить на более доступные.
Выбор методов предложен также рядом психологов и педагогов. Среди них выделены следующие:
- Формирование эффективной и обоснованной мотивации;
- Интеграция индивидуального опыта в групповое социальное поведение;
- Совершенствование путей и способов саморегуляции социального поведения;
- Повышение таких качеств, как стрессоустойчивость, выносливость, расширение ресурсов личности или социальной группы.
В качестве еще одного метода коррекции социального поведения исследователи выделяют повышение уровня социальной адаптации личности. Это связано с тем, что окружающий мир постоянно меняется, меняются условия жизнедеятельности, существования, выживания организмов, и к ним необходимо постоянно приспосабливаться, чтобы накапливать позитивный опыт и транслировать его будущим поколениям, формируя их мировоззрение, ценностные ориентации, что и является основой любого социального поведения.