Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социальное обслуживание в России

Социальное обслуживание в России как институт социальной работы начало свое становление в 90-е годы двадцатого столетия.

Истории становления социального обслуживания посвящено множество работ, поэтому хотелось бы рассмотреть современное состояние социального обслуживания в России.

Современное состояние социального обслуживания, прежде всего, характеризуется и обусловлено принятием нового закона об основах социального обслуживания. Предлагаю рассмотреть, что нового привнес этот закон в текущую систему оказания социальных услуг

Основание и порядок оказания социальных услуг

Замечание 1

Новый закон о социальном обслуживании сменил ранее действующие в стране законы «Об основах социального обслуживания в РФ» и «Об обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», принятые аж в 1995 году, т.е на старте становления системы оказания услуг.

Принятие нового закона, по мнению законодателей, было необходимо в связи с устареванием модели социального обслуживания, основой которого являлись законы 1995 года, и невозможностью удовлетворить потребности нуждающегося населения. Новый закон объединил теоретический и практический опыт социального обслуживания, и должен был способствовать развитию системы социального обслуживания, повысив его качество, эффективность и уровень в целом.

Нововведением закона стало четкое разграничение предмета ведения в области социального обслуживания федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ. Так, федеральные органы устанавливают минимальные требования к социальным услугам, в то время как региональные органы занимаются реализацией социального обслуживания на уровне, соответствующем законодательству, а также региональные органы получили возможность устанавливать требования к социальному обслуживанию более высокие, с учетом региональной специфики.

В новом законе отсутствует понятие трудной жизненной ситуации, но вводятся в оборот понятия:

«Социальное обслуживание в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • получателя и поставщика социальных услуг;
  • стандарта социальных услуг;
  • обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании.

Последнее понятие пришло на смену понятия трудной жизненной ситуации, отличием которого является открытость обстоятельств, перечень таких оснований для признания может быть дополнен также региональными органами государственной власти.

Новый закон уходит от понятия клиента социальных услуг, и закрепляет,что оказание социальных услуг, не являющихся самоцелью социального обслуживания, в формах, предусмотренных законом должно способствовать улучшению условий жизни человека и увеличению возможностей к самостоятельному удовлетворению его базовых потребностей.

Нововведением предоставления социальных услуг является составление индивидуальной программы, которая фактически еще более углубляет принцип адресности при оказании услуг. Ранее составлялся договор об оказании услуг, которым мог носит как срочный, так и бессрочный характер. Индивидуальная программа же в соответствии з законом пересматривается не режа одного раза в три года с учетом результатом реализации этой программы и потребностей клиента.

Получатели услуг в соответствии с нововведениями приобрели право на выбор того, кто будет оказывать социальные услуги, что способствует конкуренции на рынке социальных услуг, а значит, улучшению качества услуг и расширению их видов.

Новый закон также возлагает на федеральные и региональные органы обязанность по составлению реестра поставщиков социальных услуг, расширяя возможности для негосударственного сектора, т.к в соответствии с законом в данный реестр могут быть включены помимо государственных организаций социального обслуживания, любые юридические лица и предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

Замечание 2

Фактически, закон предоставляет возможность для негосударственного сектора социального обслуживания на получение субсидий и дотаций из бюджетов разного уровня РФ, а также на участие в закупках.

Стандартизация социального обслуживания

Значительное нововведение закона о социальном обслуживании – стандартизация социальных услуг.

Определение 1

Закон следующим образом определяет стандарт социальной услуги – это ключевые требования к объему, периодичности и качеству оказания социальной услуги человеку, которые установлены по виду услуг.

Законом также определяется содержание стандарта социальной услуги: описание услуги, включая объем, сроки предоставления, норматив финансирования социальной услуги на душу населения, критерии качества и оценки итогов оказания социальной услуги, условия предоставления, доступность и иные положения.

Формы социального обслуживания

Несмотря на практическое применение различных форм социального обслуживания, в законе 1995 года отсутствовало разделение по формам. Закон 2013 года установил формы социального обслуживания.

Отличительной особенностью новой системы социального обслуживания является закрытый список видов социальных услуг. Некоторые формы социального обслуживания, содержание которых раскрывалось в законе о социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов, преобразовались в самостоятельный вид социальной услуги, например, социально-консультативная помощь или срочное социальное обслуживание. Также, в закрытый перечень социальных услуг входят:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • психологические;
  • педагогические;
  • трудовые;
  • правовые услуги.

Оплата социальных услуг

Закон 2013 года сохраняет бесплатную основу всех форм социальных услуг только для ограниченной категории получателей услуг, коими являются несовершеннолетние и лица, которые пострадали в результате чрезвычайных ситуаций. Расшрить круг лиц, получающих услуги бесплатно, могут субъекты РФ.

Закон о социальном обслуживании сохраняет право некоторых категорий на получение некоторых видов социальных услуг бесплатно. Например, инвалиды и ветераны ВОв имеют право на получение социальных услуг на дому и в полустационарной форме на безвозмедной основе, инвалиды с детства обладают право на получение услуг бесплатно в стационарной форме.

Законом ограничивается предельная плата за оказание социальных услуг, которая не должна превышать пятидесятипроцентной разницы между размером среднедушевого дохода клиента и полтора прожиточных минимума для социальных услуг на дому и в полустационаре, или не выше семидесяти пяти процентов среднедушевого дохода клиента в случае получения услуги в стационаре.

Дата последнего обновления статьи: 25.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot