Уровни социального обслуживания
Социальное обслуживание как институт социальной работы имеет многоуровневый характер.
С позиции масштабности можно выделить:
- макроуровень;
- мезоуровень;
- микроуровень социального обслуживания.
Макроуровень социального обслуживания характеризуется созданием благоприятных условий развития для общества в целом и выявлением категорий граждан, нуждающихся в получении социальных услуг. На этом уровне принимаются законы в области социального обслуживания, осваиваются финансовые источники, создается инфраструктура.
Мезоуровень характеризуется как деятельность социальных служб по оказанию социальных услуг людям, кто нуждается в их предоставлении, на территории их проживания, например, в городе, селе и т.д. Виды социальных услуг в регионах может отличаться на мезоуровне, поскольку регионы имеют свою специфику и ресурсную базу.
Микроуровень социального обслуживания – это оказание социальной услуги на уровне индивидуального клиента и с учетом его потребностей.
Цель этого уровня – создание достойных условий жизни для конкретного человека, а также увеличение объема возможностей для самостоятельного обеспечения своих базовых потребностей.
Россия является федеративным государством, что также означает многоуровневость различных служб, оказывающих социальные услуги. Многоуровневость в соответствии с административным делением закрепляется и законодательно.
Социальное обслуживание на федеральном уровне представляет себя как одно из направлений социальной политики государства, содержание социального обслуживания на этом уровне заключается в принятии федерального законодательства, определении общих принципов оказания социальных услуг, а также примерного перечня видов социальных услуг, поставщиков и т.д.
Управление на данном уровне социального обслуживания осуществляется профильным федеральным министерством и ведомствами по тому или иному профилю социального обслуживания, сюда же отнесем всероссийские общественные и религиозные организации, которые решают социальные проблемы на уровне государства.
Федеральным законодательством определяется порядок работы, функции и полномочия органов социального обслуживания на региональном уровне.
В связи с большим количеством субъектов на территории страны , каждый из которых обладает своей спецификой, ресурсной базой, менталитетом, в системе управления социальным обслуживанием необходим региональный уровень, который позволяет учитывать эти особенности .
Следующим уровнем социального обслуживания является муниципальный.
Социальное обслуживание данного уровня осуществляется на уровне муниципальный образований – города, района, поселков городского типа и т.д. На данном уровне социальное обслуживание носит индивидуальный характер, осуществляясь в основном специалистами по социальной работе, социальными работниками, волонтерами, муниципальными социальными службами.
В зависимости от количества обслуживаемых одновременно объектов можно выделить индивидуальный и групповой уровень социального обслуживание.
Индивидуальный уровеньопределяется как обслуживание одного человека, групповой уровень соответственно характеризуется оказанием услуг группе лиц, нуждающихся в социальных услугах.
Понятие методов социального обслуживания
Методы социального обслуживания можно понимать как способ познания, тогда здесь можно выделить общетеоретические методы, например, методы сравнения, анализа, синтеза, социологические методы, включая опрос, анкетирование и т.д. Другой же стороной понимания методов социального обслуживания является их понимание как действий, направленных на качественное изменение субъекта социального обслуживания.
Методы социального обслуживания обусловлены видами социальных услуг, предоставляемых поставщиками.
Виды методов социального обслуживания
Законом определен закрытый перечень видов социальных услуг, который соответственно определяет методы работы с населением:
- социально-бытовые методы, направлены на поддержку жизнедеятельности человека в быту. Это может быть оказание помощи гражданам в оформлении того или иного пособия, помощь в устройстве ребенка в школу или представлении своих интересов в суде; сюда же можно отнести срочные социальные услуги, такие как обеспечение временным жильем, горячим питанием, обувью и одеждой,
- социально-медицинские методы имеют своей целью поддержку, сохранение и улучшение состояния здоровья человека, нуждающегося в социальной услуге. К данному направлению методов относится организация ухода, способствование в проведении мероприятий по оздоровлению, диагностике и профилактике проблем здоровья клиентов.
- социально-психологические методы заключаются в содействии, корректировании психологического и психического состояния человека, обратившегося за социальной услугой, с целью наиболее успешного приспособления к социуму. Помимо адресной психологической помощи, эта группа методов включает помощь анонимную посредством телефона доверия.
- группа социально-педагогических методов характеризуется мероприятиями, направленными на профилактику девиаций поведения и развития личности человека, создание положительных интересов, организацию свободного времени и досуга, оказание помощи семье.
- группа социально-трудовых методов заключается в содействии по поиску и подбору работы, в профессиональной ориентации, в трудовой адаптации.
- социально-правовые методы характеризуются содействием в получении юридической помощи, в защите прав и интересов клиентов, включая бесплатную юридическую консультацию.
- реабилитационные методы заключаются в оказании услуг по повышению возможностей людей, нуждающихся в помощи и имеющих какие-либо ограничения возможностей.
Эти группы методов относятся к изменению условий жизни получателя социальных услуг.
Также следует выделить методы, относящиеся к поставщикам социальных услуг. Сюда мы отнесем:
- организационно-распорядительную группу методов, суть которых заключается в организации социального обслуживания и работы отделений учреждений, поставляющих социальные цслуг;
- организационно-правовые методы, заключающиеся в принятии нормативно-правовых актов и локальных актов в области социального обслуживания;
- группу экономических методов, направленных на освоение финансовых источников социального обслуживания, расчет рациональности использования ресурсов при оказании социальных услуг и т.д.