Рассматривая вопросы об источниках социального обслуживания, следует выделить правовые источники и финансовые.
Правовые источники социального обслуживания
Правовыми источниками социального обслуживания населения являются международные акты в области социального обслуживания. Наиболее крупными нормативно-правовыми актами являются Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка и иные.
Нормативно-правовым источником социального обслуживания федерального уровня является Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ».
Субъекты РФ принимают в рамках своей компетенции и в соответствии с федеральным законодательством региональные акты, являющиеся источниками социального обслуживания на уровне субъекта.
Финансовые источники социального обслуживания
Социальное обслуживание в РФ оказывается государственными и негосударственными организациями, где услуги предоставляются как абсолютно бесплатно, так и частично возмездно или на полной возмездной основе.
Исходя из вышесказанного и в соответствии с законом о социальном обслуживании, финансовыми источниками социального обслуживания являются средства бюджетов различного уровня РФ, благотворительные взносы, доходы от деятельности по предоставлению социальных услуг.
Совершенствование социальных услуг и системы социального обслуживания возможно с помощью использования информации, которая отражает реальное состояние системы. Такая информация может быть предоставлена посредством оценивания работы учреждений социального обслуживания с помощью критериев.
Критерии социального обслуживания
Критерий – это особый независимой признак, который отражает информацию о деятельности учреждений социального обслуживания.
В настоящий момент разработана система национальных и региональных стандартов, которые содержат критерии и требования по оценке деятельности социальных служб. Критерии содержат информацию о получателях социальных услуг, содержании предоставленных им услуг, результатах предоставленных услуг.
Выделим наиболее часто встречающиеся критерии социального обслуживания:
- Степень удовлетворения получателей услуг деятельностью учреждений социального обслуживания по решению их проблем.
- Качественность, скорость решения социальных проблем клиента и адресность деятельности.
- Эффективность и рациональность расходов на социальное обслуживание.
- Профессионализм персонала социального учреждения и эффективное его использование.
- Психологическая атмосфера в коллективе, а также степень удовлетворения сотрудников условиями и содержанием трудовой деятельности.
Показатели социального обслуживания
Выделенные критерии социального обслуживания позволяют выделить следующие показатели социального обслуживания:
- Наличие или отсутствие заявлений, жалоб или благодарностей на работу учреждений.
- Степень распространенности различных форм социального обслуживания на категории получателей социальных услуг, быстрота решения социальных проблем клиентов.
- Количество и содержательность мероприятий по социальному обслуживанию получателей социальных услуг в течение года
- Квалифицированность сотрудников социальных учреждений
- Психологическая атмосфера между сотрудниками
По выбранным критериям разработаны методы оценивания деятельности социальных учреждений.
Методы оценивания социального обслуживания
Сравнительный метод позволяет привести в сравнение данные различных периодов деятельности с целью определения уровня социального обслуживания, достигнутого к моменту оценивания.
Анкетирование, проведение беседы и интервью, опрос – все эти виды сбора социологической информации необходимы для сбора первичных данных о деятельности социальных учреждений
Мониторинг и опрос клиентов на предмет удовлетворения потребностей. Данный метод используется для выявления полностью удовлетворяемых потребностей, частично удовлетворяемых потребностей и неудовлетворяемых потребностей. Данный метод заключается в сравнении предоставляемых социальных услуг с положенными социальными услугами по законодательству и нормативам.
Метод экспертной оценки заключается в оценивании деятельности социальных организаций специалистами-экпертами, коими являются руководители социальных учреждений, специалисты по социальной работе, социальные работники, получатели социальных услуг и средства массовой информации.
Метод оценки затрат заключается в оценивании расходов на оказание социальных услуг, приходящихся на одного получателя услуг
Метод оценки факторов эффективности и неэффективности характеризуется систематизацией факторов эффективности и неэффективности посредством их представления наглядно в виде таблиц и графиков.
Графический метод заключается в наглядном представлении информации, целью которого является доступность информации и возможность ее сравнения с предыдущими периодами
Метод компьютерной обработки заключается в переработке значительного количества информации с целью получения достоверных объективных сведений о работе социальных учреждений.
Выделяют также критерии организации социального обслуживания:
- Создание информационной базы учреждения. Здесь оценивается наличие и соответствие нормативно-правовой базы, информационных материалов, посвященных деятельности учреждений.
- Содержательность и своевременность ведения учета. Данный критерий оценивания включает в себя правильность ведения документооборота в соответствии с методическими рекомендациями и законодательством разного уровня.
- Кадровая политика. Данный критерий характеризуется качеством и количеством проверок сотрудников, содержательность производственных совещаний, качества отчетов работников и выполнение планов, текучесть профессиональных кадров, мотивацию сотрудников и т.д.