Понятие «социальная мобильность»
Социальная мобильность выступает в качестве особого понятия, которое характеризует процесс изменения индивидом или более широкой социальной группой своей социальной позиции в социальной структуре. Впервые в научную сферу это понятие было введено еще в 1927 году известным исследователем и социологом Питиримом Сорокиным. Именно им были выделены два основных типа социальной мобильности:
- Вертикальная социальная мобильность;
- Горизонтальная социальная мобильность.
Под вертикальной социальной мобильностью автор подразумевает совокупность всех социальных перемещений, которые сопровождаются непосредственным или опосредованным повышением собственного социального статуса. Но при этом индивид может не только повышать свой статус и роль, но и понижать ее, становясь на ступень ниже своего первоначального статуса.
Таким образом, в зависимости от направления, в котором происходит перемещение, исследователями принято выделять восходящую вертикальную социальную мобильность (социальный подъем на несколько позиций вверх) и нисходящую социальную мобильность (так называемое «социальное падение»).
В отличие от вертикальной социальной мобильности, горизонтальная мобильность – это переход индивида от одной социальной позиции к другой, причем специфика такого перехода заключается в том, что обе социальные позиции находятся на одном и том же уровне, мало чем отличаются в качественном или количественном плане.
В качестве примера мы можем привести перемещение индивида из одного гражданства в рамки другого гражданства, из одной профессии в другую, которая будет иметь тот же статус, что и его первоначальное призвание.
Существует также несколько разновидностей горизонтальной мобильности. Чаще всего к ним относят географическую мобильность. Она подразумевает перемещение из одной территории на другу. При этом индивид сохраняет свой статус (переезд на другое место жительство, переезд в связи с работой, туристическая деятельность). Если при переезде меняется социальный статус индивида, то географическая мобильность меняет свое название на «миграцию».
Если индивид меняет свою социальную позицию в обществе, то в соответствии с этим процессом следует выделить две основные формы мобильности:
- групповая;
- индивидуальная.
Групповая мобильность проявляет себя в том случае, когда перемещения совершаются не в одиночестве, а в рамках одного коллектива. Что касается индивидуальной мобильности, то она означает социальное перемещение одного конкретного человека. Прежде всего, индивидуальная мобильность связана с достигаемыми статусами, а групповая – со статусами предписанными, заранее обозначенными и закрепленными в одной социальной группе.
Проблема маргинальности в общественной системе
Маргинальность – это понятие не только социальное, но и психологическое. Свое название оно получило от французского ‘Marginal’, что переводится как «крайний» человек, не имеющий определенного места в общественной системе по тем или иным причинами. По сути, маргинал – это не только тот, кто занимает промежуточное положение в социальной структуре: это также и собственная идентификация, отношение к тем событиям, которые происходят в обществе.
Так, например, если человек без определенного места жительства чувствует себя вполне комфортно в той социальной среде, в которой он существует, то его нельзя назвать маргиналом. Но если человек испытывает трудности в адаптации, не знаю, кто он и каково его призвание, то в этом случае, в связи с неопределенностью как социальной, так и психологической мы можем смело отнести его к маргинальной структуре. Таким образом, маргинал – это тот человек, который считает, что его нынешнее состояние и положение – полностью временно, и что при более благоприятных условиях он сможет исправить его. Но есть и те, кто тяжело переживает свою маргинальность: люди которые решили изменить стиль жизни, профессию, социальную и культурную среду обитания.
Авторы акцентируют внимание на необходимости различать маргинальность как составную часть естественной социальной мобильности, а также вынужденную маргинальность. Второй тип становится настоящей трагедией для более обширных социальных групп, поскольку вынужденная маргинальность чаще всего происходит вне воли народа, в связи с резко возникшей кризисной ситуацией. Что касается «естественной маргинальности», то она не имеет долговременного и массового характера, и авторы не видят в ней серьезной угрозы для развития и становления социальной системы.
Маргинальность и маргинализация ведет к своим особым последствиям. Например, несмотря на все предрассудки, нельзя однозначно говорить о том, что маргинализация приводит к так называемому «оседанию на дно». Если маргинализация естественная, то она напрямую зависит от горизонтальной мобильности, или от вертикальной, но восходящей мобильности. Если же маргинализация – это следствие радикальных изменений, произошедших в социальной структуре, то она может привести к понижению социального статуса, причем не на индивидуальном, а на более массовом уровне. Также маргинальность может привести к межрегиональным миграциям, к социальному неравенству в обществе, к кризисам в различных областях человеческой жизни (экономической, политической, социальной или духовной). К тому же, в результате маргинализации с большим трудом возможно совмещение ролей в группах, которые в принципе взаимоисключающие.
В качестве причин маргинальности выделим следующие:
- миграция в ранее незнакомую, совершенно чужую этническую среду;
- незавершенность социального перемещения, что заставило человека или более широкую социальную группу оказаться в промежуточном положении;
- потеря работы и, как следствие, утрата материальной стабильности и благополучия;
- утрата общепринятых ценностей и норм (например, из-за нахождения в неблагоприятных условиях – местах лишения свободы, приютах, детских домах, где некоторые нормы и ценности не успевают сформироваться).