Соотношение образования и социального неравенства в современном мире
Одним из фундаментальных вопросов социологической науки является связь образования и социального неравенства. К тому же, эта проблема выступает в качестве одной из особо актуальных, если речь идет о привязке к политике государства. Существует две независимые противоположные позиции в отношении того, какой вклад вносит образование в формирование социального неравенства, и в целом в установление неравенства между различными категориями граждан. Они формулируются исследователями следующим образом:
- Образование помогает постепенно выравнивать социальные возможности, которыми владеет человек в обществе;
- Образование – это один из механизмов воспроизводства принципов социального неравенства в современном социуме.
Говоря о первом мнении, в рамках которого образование способствует некоторому выравниванию социальных возможностей, которыми обладает человек, следует подчеркнуть некоторую специфику. Эта позиция в основном представлена исследователями, которые в своих разработках теории социального неравенства опираются на структурно-функционалистские идеи. Согласно им, образование – это один из самых важных механизмов для обеспечения более равных прав в обществе. Обучаясь в школе или в университете, человек имеет равные условия и возможности, а также равный академический успех, который как правило достигается исключительно благодаря собственным усилиям индивида.
Таким образом, человек может занять в обществе ту ступень, к которой он стремится. Также он сам вправе регулировать возможности своего образования, может самостоятельно принимать решения, выбирать важную для себя специальность, которая также обладает собственным уровнем престижа. Специальности сегодня ранжируются в соответствии с престижем профессии, ее востребованностью, а также в целом в соответствии с тем, насколько эта профессия может повлиять на жизнь общества.
Вторая точка зрения состоит в том, что образование может стать настоящим толчком к воспроизводству социального неравенства в нашем обществе. Преимущественно, данная позиция отражена в трудах представителей конфликтологической теории, которая в большей степени ориентирована на культурологические аспекты рассмотрения связей образования и социального неравенства (например, Пьером Бурдье). Согласно сторонникам этой позиции, учащиеся в школах или университетах изначально находятся в равных друг с другом условиях, поэтому те или иные успехи или поражения – это исключительно их собственные «заслуги», поэтому отталкиваться необходимо от личностных установок.
Таким образом, образование – это один из социальных лифтов, который позволяет индивидам двигаться снизу вверх. Чем выше уровень образования индивида, тем у него больше шансов на то, чтобы получить больше привилегий в обществе, а также реализовать свои наиболее важные интересы и потребности.
Благодаря образованию индивид также может реализовывать свои творческие и образовательные потребности, находить новые пути к тому, чтобы актуализироваться как личность. Специалисты с высшим образованием, как показывает практика, гораздо более востребованы, чем люди, которые не имеют никакого образования, и не обладают какой-либо профессиональной подготовкой.
Мнения о роли образования в социуме
Существует множество мнений относительно того, в действительности ли образование так сильно влияет на формирующуюся систему социального неравенства. Дискуссии и споры привели к выводу о том, что образование – это один из инструментов установления равенства между представителями социума. Это обусловлено тем, что, получая высшее образование, человек может существенно изменить свое социальное положение, даже если до этого он являлся выходцем из низших социальных классов. Данная точка зрения была бы справедлива для советского периода, когда ребенок сельских тружеников или выходец из глухой провинции благодаря образованию мог бы стать ученым, общественным деятелем или занять место на вершине партийной иерархии.
Однако, в современной ситуации такое мнение и отношение к образованию не столь однозначно. По этой причине многие представители научных кругов – философы, социология, педагоги, рассматривают институт образования скорее в качестве одного из инструментов утверждения социального неравенства, нежели механизма, создающего условия равенства между представителями различных социальных классов. По мнению авторов, образовательная система сегодня, напротив, лишь усугубляет существующее социальное неравенство, а также закрепляет в обществе принятое разделение на такие категории граждан, как:
- «Элита» - высшая категория населения, которая обладает большей частью привилегий, ресурсов и, соответственно, престижа;
- Базовый слой населения – его составляет большинство населения, которое не имеет больших возможностей и доступа к наиболее значимым ресурсам и услугам.
Сама возможность получить высшее образование существует не у всех представителей современной молодежи: для этого они должны успешно пройти вступительные экзамены, или иметь возможность ежегодно вносить немалую плату за обучение. Некоторые не могут позволить себе получить высшее образование в связи с необходимостью скорейшего трудоустройства. Например, родители не имеют возможность обеспечить молодого человека, и он вынужден с самого первого курса осуществлять деятельность, которая, к слову, не имеет высокой оплаты. Но нужда заставляет его все же обращаться к подобным способам заработка. В результате, перед ним встает своего рода выбор, который необходимо сделать самостоятельно.
Отсюда и вывод о том, что образование лишь укрепляет современное социальное неравенство – с большей вероятностью, высшие учебные заведения имеют популярность среди тех представителей молодежи, чьи родители также имеют высшее образование, а значит уже предоставили некоторые социальные и профессиональные установки своему ребенку.