Культура и социальное неравенство
В обществах, где выражено социальное неравенство, исследователями выделяются несколько видов культуры: культура высших классов и культура низших классов. Например, образ жизни современной политической элиты в большой степени отличается от образа жизни рабочих россиян, которые проживают в провинциальных городах или в сельской местности.
Как показывает множество социологических исследований, проведенных как отечественными, так и зарубежными авторами, культурные различия, которые напрямую связаны с социальным неравенством, характерны практически для всех стратификационных обществ современности. При этом культура так же, как и общество, способна выстраиваться в некоторую иерархию, ее части имеют различный статус.
Культура более статусных, привилегированных категорий населения понимается как высшая культура, а культура тех, кто не обладает богатством и престижем, носит название культуры «низов» («низшей культуры»). Люди, которые относятся к непривилегированным категориям, не имеют доступа к элементарным формам культурного наследия (к музыке или литературе, архитектуре или живописи). Они не обладают достаточными знаниями о том, как развивалась культура, как ее части соотносятся друг с другом и оказывают влияние на жизни отдельных категорий граждан.
Другое дело, если эти люди по тем или иным причинам ограничены в восприятии культуры, и поэтому не имеют возможности соотносить себя с высшей культурой. Например, это некоторые категории граждан, которые нуждаются в дополнительной поддержке со стороны социума: инвалиды, дети с ограниченными возможностями, пенсионеры. Об этом важно помнить, и на это должна ориентироваться социальная и культурная политика любого государства, в котором проживают такие люди.
Стоит отметить, что даже в современных обществах, где имеющиеся ранее культурные различия постепенно сгладились, все еще оценка культур различных социальных групп производится в соответствии с их социальным положением и социальным статусом. Сглаживание произошло в соответствии с несколькими обстоятельствами. Например, повысился общий уровень жизни населения, произошло продвижение концепции массового образования, которое как раз унифицирует воздействие массовой культуры на жизни индивидов.
Несмотря на это, социальное неравенство на основании культурных признаков все еще присутствует. Культурные отличия, которые характерны для современных «меньшинств» (этнических, национальных, религиозных, расовых, сексуальных) интерпретируются большинством как отличия, которые отклоняются от нормы, и поэтому попадают в категорию сомнительных. Вместе с тем, в некоторых западных странах сегодня настаивают на том, что каждый человек имеет право на выражение собственных идей, в связи с чем его невозможно обвинить в том, что он следует культурным ориентирам, которые «неправильные», «некорректные», особенно если эти культурные ориентиры не нарушают действующего законодательства. В этом отражена важнейшая черта взаимоотношения культуры и социального неравенства – легитимация культурных ценностей представителей социальных и культурных меньшинств.
Роль культуры в социуме и ее ключевые функции
Как мы уже отметили ранее, культура играет значимую роль в определении современного социального неравенства. Она представляет собой особую систему ценностей и представлений о жизненных установках и ориентирах, которые являются общими для всех людей, проживающих на определенной территории и ведущих определенный образ жизни. Роль культуры в жизни как общества в целом, так и отдельного индивида практически невозможно переоценить. Это обусловлено тем, что она выступает в качестве той среды, в которой протекает жизнь человека, а значит, и жизнь всего социума.
Человек сам создает вокруг себя уникальное жизненное пространство, которое удовлетворяет его интересам и потребностям. К тому же, он делает все возможное, чтобы это пространство отвечало всем требованиям современности, ведь только так оно сможет стать максимально полезным. Это пространство как раз и носит название культуры – все, что создано руками человека во благо человеческой цивилизации. Вместе с тем, возделывая окружающую действительность, человек постепенно создает относительно автономное пространство, которое само начинает исполнять некоторые функции. Как правило, в этих функциях отражена не только специфика социального пространства, но также и специфика роли культуры в социальном неравенстве.
К основным функциям культуры относятся:
- Образовательно-воспитательная функция – нацелена на то, чтобы сделать из каждого человека личность, осведомленную о социальных нормах и ценностях;
- Интегративная (так же, как и дезинтегративная) функции культуры – ориентированность на воспитание в человеке чувства принадлежности к той или иной нации, народу и религии, социальной и профессиональной группе. Принадлежность к одной группе отсекает в человеке желание соотноситься с нормами и ценностями иных социальных и религиозных групп, в чем и проявляется большая степень дезинтеграции;
- Регулирующая функция заключается в том, что нормы и ориентиры так или иначе регулируют поведение индивида, а также могут оказывать значительное влияние на его самосознание как личности;
- Функция трансляции социального опыта – благодаря многочисленным достижениям культуры человек может понимать, как в прошлом создавались культурные аспекты, нормы, принципы, и как их можно сохранить для будущих поколений.
Таким образом, культура соотносится с социальным неравенством, но, вместе с тем, она нацелена на создание таких условий, в которых сообщество будет максимально ориентировано на общепризнанные нормы, ценности и идеалы. Так будет проще управлять им, демонстрировать возможности того или иного пути развития, перспективы становления общественных интересов.