Исследование лидерства
Лидерство — это процесс, при котором лидер воздействует на своих подчиненных для того, чтобы достичь определенной цели организации.
Многие ученые исследуют различные закономерности, которые объясняют процессы формирования и реализации лидерства. К тому же, они изучают еще и различные условия и факторы, которые играют большую роль в повышении эффективности лидерства.
Стоит отметить, что многие специалисты в сфере социологической науки и некоторые психологи-практики формируют различные инструменты, которые помогут найти хороших лидеров. Ученые ищут методы развития различных лидерских качеств и навыков у того или иного человека. Люди, стремящиеся стать лидерами, пытаются найти способы, позволяющие им добиться успеха как можно быстрее и закрепить лидерские позиции.
Люди, которые следуют за конкретным лидером, все время пытаются понять не только то, что подталкивает их слушаться своего лидера, но еще и то, каким образом и с помощью каких инструментов они сами могут оказывать воздействие на его поведение. В таком случае любой человек каким-то образом участвует во взаимоотношениях «лидер-последователь» во всех сферах жизни. Будучи вовлеченным в различные жизненные процессы, охватывающие политику, культуру, экономику, медицину, человек обязательно сталкивается с проблемами лидерства.
Исследование лидерства остается актуальным из-за изменений, происходящих в социуме абсолютно на всех уровнях (к примеру, технологический уровень предполагает формирование новых технических устройств и совершенствование Интернета; экономический - возникновение постиндустриального общества; социальный - постепенное формирование гражданского общества и т. д.), не затрагивая основ лидерства, что обуславливает необходимость поиска других форм проявления и новых путей его развития.
В процессе исследования лидерства обычно выделяют два главных этапа: изучение каких-то индивидуальных случаев успеха, которые будут важны и интересны для теории и истории менеджмента; теоретические и практические способы изучения внутренней стороны лидерства, проводимые в сфере не только социальной психологии, но и психологии управления.
Рассмотрение, изучение и анализ индивидуальных случаев успеха помогает увидеть имеющейся личный опыт того или иного руководителя. К тому же, это помогает лучше понять и изучить все инструменты, при помощи которых этот человек решает возникшие проблемы. Однако зачастую невозможно перенести какой-то определенный опыт одного лидера непосредственно в практику другого; методы решения проблем, которые привели к успеху первого, могут быть катастрофическими для второго. Невозможность такой прямой передачи обусловлена тем, что ситуации, возникающие у конкретных лидеров, хотя и имеют какие-то общие черты, но они все равно остаются уникальными, как и личности этих лидеров.
Психологическое изучение лидерства помогает узнать и рассмотреть все закономерности, правила и принципы его функционирования и формирования. Но, стоит отметить, что итоги тех экспериментов, которые были проведены в специально созданных лабораторных группах, зачастую невозможно передать реальным группам, изучение лидерства в которых затруднено по многим, прежде всего организационным, причинам.
В процессе исследования проблемы лидерства логично и просто необходимо объединять данные направления. Ведь тогда станет возможно, с одной стороны, по фактам биографии лидера выявить закономерности, определяющие его успех или провал, а с другой — различные теоретические позиции, полученные в результате интерпретации эмпирических данных.
Также важно, что большинство современных исследований лидерства имеют четкую практическую направленность: их авторы не только фиксируют определенные существенные отношения, возникающие в процессе взаимодействия между лидером и его последователями или в ходе его развития, но также предлагают технологии для улучшения этого взаимодействия и оптимизируют развитие лидера.
Знание фактов и закономерностей развития лидера, роли руководства в решении проблем, возникающих на разных уровнях общества, проблем лидерства и путей их решения необходимо специалистам:
- в области менеджмента, управления персоналом;
- в социальной психологии и педагогике;
- психологии управления и организационной психологии;
- представителям других профессий.
Способы изучения лидерства
К способам изучения лидерства относятся:
- лабораторное исследование;
- пилотное исследование;
- анализ источников.
Сначала проводятся лабораторные исследования. В лаборатории небольшая группа (обычно она достигает не более семи человек) собирает и выполняет порученную им задачу. За этой группой следит исследователь, который и проводит испытание. Важно, что исследователь хочет понять то, каким образом происходит процесс взаимодействия в той или иной группе, как происходит назначение лидеров, какие факторы влияют на то, что одни люди укрепляются и остаются лидерами, а другие - нет. Исходя из вида самой задачи обычно оказывается, что разные индивиды могут быть назначены на абсолютно разные руководящие должности.
В случае, если исследователь точно знает и понимает все общие принципы того, как определенные особенности коллективной умственной деятельности помогают людям понять проблемную ситуацию, то он легко может узнать, каким образом отдельные группы справляются с различными задачами.
Пилотные исследования проводятся, например, в рамках консультаций. Исследователь наблюдает за реальной командой, он может что-то посоветовать, что-то скорректировать в поведении членов той или иной группы. Данный вид исследований позволяет увидеть настоящее проявление лидерства.
Анализ источников. У каждого исследователя есть возможность, скажем, изучить биографию и проанализировать жизнь какого-то конкретного человека, процесса, явления. Это позволяет намного лучше узнать какую-то определенную личность, рассмотреть ее приоритеты, жизненные цели, идеи, какие-то установки. Лидеры очень любят какие-то новые идеи. Они способны уделять очень много времени какому-то делу, если понимают, что оно может быть полезно для окружающих.
Когда лидер понимает, что какая-то идея очень хороша, он может принять ее. К тому же, бывает так, что лидеры даже могут воспринимать какую-то хорошую идею в качестве своей собственной мысли. Нет необходимости обвинять лидера в присвоении чужих идей. Ведь для такого лидера очень важна идея бессмертия. Действительно, лидерство вполне возможно рассматривать в качестве направления, некого движения к бессмертию. Именно лидерство считается одним из хороших и практически возможных вариантов бессмертия, не считая творчество, формирование семьи и воспитание детей. И именно поэтому сам феномен лидерства будет важен и актуален до того времени, пока люди задумываются о бессмертии.