В процессе перехода общества Российской Федерации к рыночным отношениям, которые обострили социальные проблемы большинства российских граждан, потребовав создания нового института – социальной защиты населения, сделав из него основным критерием мнения общества.
Структура социальной защиты должна быть направлена на широкие классы населения, однако ее реализация по отношению к социальным группам должны быть дифференцированной. Трудоспособным, активным, здоровым гражданам общества она должна помогать получать одинаковые условия для освоения профессии, получения квалифицированного образования, включения в трудовую деятельность, предпринимательство. А тем слоям населения, которые являются нетрудоспособными, имеют группу инвалидности, пенсионеры или многодетные семьи, социальная защита оказывает комплекс мероприятий за счет государства, что предусматривают получение пособий и льгот, необходимые для обеспечения нормального уровня жизни.
Социальная защита на сегодняшний день складывается как социальный институт, который характерен совокупностью социальных норм, учреждений и принципов, и определяет устойчивые формы социального действия и поведения людей.
Факторы социальной защиты
Институт социальной защиты – это комплексная система, которая сформирована в обществе для решения социальных проблем, которые обусловлены помощью и поддержкой социально уязвимым и нуждающимся слоям населения.
Формирование данного института осуществляется на основе нормативно-правовой и законодательной базы, применения исторического опыта под воздействием социально-экономической, политической, духовно-нравственной обстановки в социуме. На развитие института социальной защиты, как механизма урегулирования совокупности социально-экономических и политических отношений влияют такие факторы:
- политические;
- экономические;
- идеологические;
- нравственно-психологические;
- факторы, что связаны с социальной работой, как с квалифицированным видом деятельности.
Политические факторы играют значимую роль в тех странах, которые осуществляют социальную защиту в условиях рыночных отношений. Их можно связывать с укреплением власти, которая проводится социальной политикой, а также с ее особенностью воздействовать на развитие дел в социальной сфере и реализовать реформы в интересах личности, гарантировать социальную стабильность в социуме.
Еще в начале 90-ых годов впервые проявились политические мотивы реформирования социальной защиты, которые обернулись системным кризисом, спровоцировавший ухудшение уровня жизни людей. В связи с этим возникла опасность социального напряжения и политической дестабилизации. В это же время принимаются меры по социальной защите уязвимых слоев населения и принимаются политические решения. Активно развивается концепция социального обслуживания людей, которая в будущем становится обязательным элементом государственного устройства. Расширяется сеть социальных организаций по обслуживанию населения, а также формируются новые законы Российской Федерации, что регулируют социальные отношения. Также выявляются мероприятия долгосрочного характера: реформируется пенсионное обеспечение, социальное страхование, совершенствуется система подготовки кадров. А также технологии социальной работы в целом. Политические факторы проявляются в развитии деятельности политических партий и общественных объединений.
Исполнительными и законодательными органами государственной власти принимаются конкретные мероприятия по минимизации потенциальных угроз, которыми подвергаются важные интересы РФ по преодолению нищеты, снижению уровня жизнеобеспечения населения, а также для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
К данным мероприятиям можно отнести прогнозирование и мониторинг социальных процессов, которые определены корректировкой решений органов власти государства, что могут ухудшить социальную обстановку в стране, а также развитие социального обслуживания и развития социальных выплат.
Экономические факторы определяют специфику и характер функционирования института социальной защиты: последствия экономической сферы, что связаны с использованием определенных мероприятий для урегулирования социальной защиты; моделирование прибыли по средствам взимания взносов, что рассматриваются в качестве налогообложения и представляют собой денежные пособия.
Важными инструментами является внедрение рыночных и экономичных механизмов в ресурсное обеспечение социальной политики. Активный рост инвестирований и накоплений в сферу социальной защиты позволяет обеспечить достойное пенсионное страхование и страхование по безработице, а также укрепление материально-технической базы организация социального обслуживания, сокращения текучести кадров и закреплении ее на предприятиях мероприятиями социальной защиты. Это и является отражением воздействия экономических факторов на развитие и состояние системы социальной защиты.
Идеологические факторы играют немаловажную роль в развитии института социальной защиты. Они отражаются посредством идей экономической жизни общества и системы общественных взглядов. Идеологические факторы влияют на развитие социальной защиты посредством государства, партий, общественных объединений, групп и слоев населения.
В начале 90-ых годов после многолетнего доминирования государственной системы социального обеспечения проблема выработки и принятия новой идеологии социальной защиты стала актуальной под влиянием рыночных изменений в экономике и других сферах общества. Реформы начались с акцентирования на идеях формирования либеральной рыночной экономики и соответствующей системы социальной защиты, которая основана на отношениях собственности.
Нравственно-психологические факторы на протяжении истории становления социальной защиты являются основными регуляторами отношений, что возникают в сфере социальной защищенности граждан. Проблемы нравственно-политического характера возникают часто во всех областях социальной поддержки и помощи личности – в семье, при взаимоотношениях социального работника и клиента, в учреждениях социального обслуживания. При этом основная задача институт социальной защиты – это способствование урегулирования социальной справедливости, законных прав человека, реализация основных потребностей клиента, а также уважительное отношения к ценностям и идеям человека.
На формирование и развитие структуры социальной защиты влияют те факторы, которые связаны с ее глубоким воздействием в качестве регулирующего механизма всех политических, социально-экономических, нравственных и духовных отношений в обществе.
При рассмотрении факторов, которые связаны с социальной работой, как с профессиональным видом деятельности, особое внимание следует уделить взаимосвязи социальной работы и защиты населения. Социальная работа предусматривает наличие правовой и законодательной базы, подготовку кадров. А система социальной защиты является своеобразным организационным полем для социальной работы, где они реализует свои основные задачи, цели и функции. Квалифицированные специалисты, приходя в систему социальной работы, повышают эффективность мероприятий по социальной защите.
Формы социальной защиты
Формами реализации социальной защиты на государственном уровне являются территориальная, федеральная, местная программы. Федеральные программы имеют региональный аспект, однако в региональных программах не упоминаются федеральные и другие проекты. На сегодняшний день перед разработчиками программ стоит проблема увязки рабочих мест и показателей рабочей силы, которые применяются в данных программах.
В состав предоставляемого гражданам спектра социальной помощи можно отнести следующие социальные услуги:
- бесплатная медицинская помощь, которая предусматривает обеспечение лекарственными препаратами, а также предоставление санаторно-курортного лечения по показаниям лечащего врача, что осуществляется в соответствии с действующим законодательством;
- бесплатный проезд на междугородном, а также пригородном железнодорожном транспорте к месту лечения и обратно.
Граждане, которые имеют ограничения трудовой деятельности, а также люди с инвалидностью, имеют также права на получение бесплатного санаторно-курортного лечения и проезда к месту назначения для них и сопровождающих лиц.
Бесплатное социальное обслуживание в системе социальных служб предоставляется в тех объемах, которые определены государственными стандартами, могут предоставляться следующим гражданам:
- лица, которые не способны к самостоятельному обслуживанию в связи с пожилым возрастом, инвалидностью, заболеванием, и которые не имеют родственников, что не могли бы позаботиться о них (если среднемесячный доход этих граждан ниже прожиточного минимума);
- лицам, которые находятся в сложной жизненной ситуации в связи со стихийным бедствием, безработицей, катастрофами или те, что пострадали в результате вооруженных конфликтов;
- несовершеннолетним детям, которые находятся в сложной жизненной ситуации.