Речь и личность
Имея совокупность познавательно-коммуникативных возможностей, проявляющихся в широком социальном контексте, личность проявляет себя в обществе через речевое поведение. Сознание личности как внутренний субъективный мир и отдельные элементы субъективности, находящиеся в бессознательном, становятся доступны социуму именно благодаря речи. Речевое поведение каждого индивида в многом складывается на основе его социально-ситуативных, национально-культурных и индивидуально-психологических характеристик. Используя различные языковые средства в реальных обстоятельствах жизни, индивид осуществляет свое речевое поведение, тем самым заявляя о себе, создавая или оформляя свой образ в сознании окружающих.
Значение речи в социально-ролевом поведении
Каждая личность, будучи участником социальных отношений и занимая определенное положение в обществе (набор статусов), исполняет соответствующие каждому из статусов социальные роли. При этом, поскольку социально-ролевое поведение предполагает ту или иную степень коммуникации с другими индивидами, социальными группами и общностями, а основным средством коммуникации является речь, то последнюю можно рассматривать и как инструмент оформления социальной роли, и как коммуникативный контекст социально-ролевого поведения.
Исполнение индивидом социальных ролей состоит не в стандартном автоматическом повторении одинаковых действий. Одну и ту же социальную роль разные люди исполняют (проигрывают) по-разному, так как, по мнению известного российского психолога И. С. Кона, ролевое поведение находится под влиянием как индивидуально-психологических особенностей личности (ее темперамента, характера, склонностей), так и усвоенных ею социальных установок, ценностных ориентаций и т.д. Соответственно, можно разграничивать содержание социальных ролей на стандартные ролевые инварианты и различные исполнительские варианты. При этом, в каждом из исполнительских вариантов личность формирует свой новый образ.
Инвариант социальной роли - это некий шаблон речевого поведения, общий для всех исполнителей, должностная инструкция, состоящая из набора прав и обязанностей и не зависящая от личных черт индивидов, занимающих данную позицию, а исполнительский вариант представляет собой реализацию данного стандарта конкретной личностью, привносящей в него индивидуальные дополнения. Это особый социально-речевой феномен, ориентированный на другого индивида в конкретной коммуникативной ситуации с целью оказания определенного воздействия.
Следователь при допросе может исполнять свою роль, выбрав инвариант «добрый следователь», а может выбрать и противоположный, то есть «грубый следователь».
Руководитель структурного подразделения может быть опекуном, деспотом, либералом и т.д.
Сын может быть по отношению к родителям «паинькой», «неуправляемым», «прилежным», «разгильдяем» и т.д.
Компоненты речевой ситуации общения
- говорящий индивид;
- слушающий индивид;
- отношения между говорящим и слушающим индивидами;
- тональность общения индивидов;
- цель общения индивидов;
- средство общения индивидов (язык, его подсистема, параязыковые средства - жесты, мимика);
- способ общения индивидов (он может быть устным или письменным, контактным или дистантным).
Указанные компоненты в речевой ситуации общения являются ситуативными переменными. Изменение хотя бы в одном из них влияет на коммуникативную ситуацию в целом, меняя ее и, следовательно, побуждает участников общения варьировать используемые вербальные и невербальные средства и их речевое поведение.
При этом важно отметить, что при исполнении социальной роли личности приходится балансировать между предписаниями общества, зафиксированными в ролевом стандарте, и своими собственными предпочтениями, порождаемыми субъективным видением мира, ценностными ориентациями, уровнем нравственности и правосознательности и т.д.
Ролевой инвариант является фреймом, состоящим из традиционной системы ролевых предписаний и выполняющим функцию поведенческого регулирования. А поведение той и иной личности в рамках данного фрейма индвидуализированно.