Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социальная роль покупателя

Социальная роль покупателя

Социальная роль покупателя проявляется в процессе приобретения товаров и услуг в обмен на деньги. Как правило, покупатель останавливает свой выбор на товарах, по которым можно судить о его социальном статусе.

Определение 1

Покупательское поведение – это поведение, обусловленное решением покупателя приобрести различные товары и услуги и соответственно распределить между ними свой доход.

Индивиды стремятся приобрести товары, подтверждающие и закрепляющие их статус.

На социальную роль покупателя, его поведение и индивидуальное отношение оказывают влияние опорные группы людей (первичные группы - семья, сослуживцы, близкие люди; вторичные группы - профсоюзы, профессиональные ассоциации, религиозные организации).

Большинство людей в своих социальных ролях стремятся соответствовать ожиданиям референтных групп. Так, практикующие врачи могут прописывать одинаковые медицинские препараты, члены подростковой группы отдают предпочтение одежде определенного стиля и т.д.

С развитием новых технологий, интернета социальная роль покупателя может сводиться к заказу товаров через всемирную сеть. Общение с продавцом сводится к виртуальному, существенно ограничивается общения с лицами, предоставляющими товары.

Факторы, влияющие на поведение покупателя

На поведение покупателя, совершаемые покупки большое влияние оказывают следующие группы факторов:

  • социальные факторы – статусы и роли, референтные группы, семья;
  • факторы культурного порядка - социальное положение, культура, субкультура;
  • личностные факторы – возраст, этап жизненного цикла семьи, экономическое положение, род занятий, образ жизни, тип личности;
  • психологические факторы – мотивация, усвоение, восприятие, убеждения и отношения.

На решение об осуществлении той или иной покупки оказывают влияние:

«Социальная роль покупателя» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • внешние факторы – влияние, оказываемое на покупателя извне (социальный статус, формируемые окружением ценности, культура, референтные группы, демографический фактор, семья);
  • внутренние факторы – внутренне присущие индивиду-покупателю характеристики: восприятие, память, обучение, мотивы, эмоции, личность.
Замечание 1

На социальное поведение покупателя значительное психологическое влияние оказывает реклама, вырабатывающая определенные потребности, желание приобрести товар, подкрепляющая выбор покупателя и предлагающая различные стимулы для совершения покупки.

Влияние семьи на социальную роль покупателя

Замечание 2

Большое влияние на социальную роль покупателя могут оказывать члены семьи. Воздействие жены или мужа колеблется в зависимости от категории товара и может иметь достаточно широкие пределы.

Установлено, что супруги по-разному воспринимают факт приобретения товаров и услуг для семьи. В рекламах, предназначенных для роли покупателя-женщины, находит отражение стремление к самосовершенствованию и самовыражению, наблюдается ориентация на рост обязанностей и доходов. В роли покупателя-мужчины прослеживается совместное с женой выполнение обязанностей по хозяйству. На семейные покупки большое влияние оказывают дети; правилам совершения покупок, потребления они учатся у своих родителей.

Существует два типа семей:

  • ориентирующий – индивид получает ориентации, установки на покупательское поведение от родителей;
  • направляющий – в покупательском поведении супруги и дети оказывают влияние друг на друга.

На формирование покупательских потребностей влияет как семейное ядро, так и расширенная семья, включающая двоюродных, троюродных родственников и т.д.

Замечание 3

Поведение покупателя может определяется индивидуально или быть следствием намерений всех членов семьи, домашнего хозяйства. Часто семья является самой влиятельной референтной группой, оказывая на покупателя информационное, нормативное, сравнительное влияние.

Дата последнего обновления статьи: 22.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot