Социальная обусловленность эмоций
В широком смысле эмоции - это отношение человека к миру, ко всему, что он делает и чувствует, причем это отношение это выражается в форме переживания, которое одновременно зависит от конкретных социально-экономических и политических условий общественной жизни, а также создает социальные последствия в самых разных сферах жизни человека.
Социальные эмоции - это определенные переживания, которые появляются у человека только в результате удовлетворения его социальных потребностей.
Эмоции как социокультурный феномен рассматриваются в рамках социологии эмоций. С помощью эмоций осуществляется регулирование социальных взаимодействий между людьми, формируя как положительные взаимоотношения, так и негативные, вплоть до игнорирования.
Являясь важным механизмом становления отношений внутри семьи, положительные эмоции, демонстрируемые взрослыми и детьми, крайне сильно влияют на взаимную привязанность, и наоборот.
Несмотря на то, что эмоции возникают вследствие удовлетворения или неудовлетворения своих потребностей, сами потребности обусловлены и социальным опытом человека, и социальной средой. Социальные же факторы необходимо рассматривать как стимулы, которые возникают и до, и после, и, что важно, во время самого переживания.
Эмоции и социальные настроения влияют не только на конкретного индивида, но и на всю социальную структуру и происходящие в обществе социальные процессы.
Значимые события в истории развития общества практически всегда были связаны с включенностью больших масс, которые демонстрировали повышенный уровень эмоциональности.
П. Сорокин, который исследовал поведение общества в моменты революций, утверждает о несостоятельности концепции рациональности, поскольку человек представляет собой существо эмоциональное, на которое влияет настроение толпы, а потому, оказываясь внутри «потока», человек лишается определенного уровня рациональности и становится элементом социальной силы, которая влияет на социальные процессы.
Поэтому эмоции рассматриваются не только как реакция на стимулы окружающей среды, но и как фактор, который способен управлять социальными процессами и может производить социальные последствия.
Эмоции принято разделять на первичные и вторичные, и если первые являются результатом филогенеза и обусловлены психологически, то вторые (социальные) - формируются в процессе социализации и связаны с отношением к нормам, ценностям и поведению, принятым в обществе. Также существуют теории, которые все эмоции рассматривают как социальный конструкт. Концепция Ст. Гордона утверждает то, что социальные процессы являются источником возникновения эмоций, то есть эмоции появляются в результате определенных ситуаций (которые априори социальны) и с людьми (которые активно включены в социальные отношения).
Функции эмоций в контексте социологии
Д. Келтнер и Дж. Хайд выделяют социальные функции эмоций в контексте четырех уровней анализа:
- Индивидуальный: информирование человека о социальном событии и подготовка к действиям.
- Диадический: координирование социального взаимодействия.
- Групповой: идентификация с членами группы.
- Культурный: формирование эмоций культурными практиками и воздействие на них.
Можно выделить следующие функции эмоций в контексте социологии:
- Отражательная (оценочная) - проявляется в отношении человека к определенным явлениям социальной действительности.
- Коммуникативная - проявляется в необходимости эмоций как социально информативных сигналов, которые нужны для понимания людьми друг друга
- Интерактивная - проявляется в том, что эмоции способствуют установлению контакта, развитию взаимодействия субъектов и формированию (или поддержанию) идентичности в процессе интеракции. Поведенческий репертуар человека содержит «эмоциональные заготовки», которые Е.П. Ильин предлагает называть энграммами.
- Сигнальная - проявляется в информировании человека о социальной ситуации, в которой он находится, об успешности или неуспешности осуществляемых человеком в ней действий.
- Защитная - проявляется в защите человека в результате появления страха (например, в какой-либо неизвестной социальной ситуации).
- Манипулятивная и мотивационная (побуждающая) - проявляется в использовании человеком эмоций как средства воздействия на других людей с целью изменения их поведения для достижения собственных целей.
- Социализирующе-адаптивная - проявляется в том, что эмоции не только социализируются, но и выступают в качестве управленческого ресурса, воздействующего на процесс социализации.
- Конструктивно-деструктивная - проявляется в том, что эмоции способствуют формированию и воспроизводству определенных социальных отношений, институтов и структур, при этом в качестве деструктивной силы эмоции проявляются во времена потрясений, катаклизм и социальных преобразований.