Понятие социальной роли
Взаимодействие индивида и общества всегда двухстороннее. Если врожденные или приобретенные социальные статусы индивида определяют характеристику его социальной позиции в обществе, то социальная роль - это уже те действия, которые ожидаются в рамках данного социального статуса от индивида обществом. При этом они могут выполняться, а могут не выполняться самим индивидом.
Социальная роль - набор действий, образцов поведения, которые общество будет ожидать от обладателя того или иного социального статуса.
Мужчина, у которого появляется ребенок, приобретает статус отца. Соответственно, общество от него будет ожидать выполнения определенных обязательств, связанных с воспитанием, любовью и уходом за ребенком, возросшей ответственностью по отношению к семье и ребенку. Таким образом, социальную роль отца в таком случае можно выразить как обязанность заботиться о своем ребенке.
Социальный статус является характеристикой социальной позиции индивида, тогда как социальная роль (как позитивная, так и негативная) является характеристикой ожидаемого поведения от людей, которые обладают тем или иным социальным статусом. Таким образом, понятие социальной роли более узкое.
Позитивные и негативные социальные роли
Общество, общественное мнение формирует те нормы и правила, ценности, которые являются доминирующими и определяет, что является позитивным, а что - негативным. В этом выражается одна из основных функций общественного мнения как социального института.
Общественным мнением называется преобладающее среди представителей общества отношение в тем или иным общественным событиям и явлениям.
В зависимости от того, как оценивает общество тот или иной социальный статус индивида и какого характера поведение от него будет ожидать, можно говорить о негативных и позитивных социальных ролях.
Позитивные роли:
- член семьи,
- член общества,
- друг,
- коллега,
- потребитель,
- производитель благ,
- гражданин.
Негативные роли:
- вор,
- наркоман,
- тунеядец,
- бродяга,
- попрошайка,
- беспризорник,
- взяточник,
- преступник.
Говоря о позитивных социальных ролях, стоит отметить, что прежде всего к ним относится роль члена семьи. Она усваивается как позитивная в самом детстве, в семье, когда ребенок сразу усваивает несколько ролей - сына/дочери, внука/внучки, возможно сестры или брата, а также видит, какие социальные роли у его родителей.
Далее, поступая в детский сад или сразу в школу, ребенок становится членом коллектива. Параллельно, посещая какие-либо секции, спортивные или иные мероприятия, он приобретает роль ученика, лидера, победителя. Крайне важными на данном этапе развития становятся роли друга и товарища.
Поскольку каждый индивид является потребителем товаров и услуг, роль потребителя также является позитивной: эта роль связана с разумным пользованием теми услугами, которые предоставляет человеку общество.
Взрослея, индивид плотно сталкивается с такой сферой жизни общества, как политическая. Он ходит на выборы, ощущает патриотизм и гордость за свою страну, чтит историю и культуру страны, является членом гражданского общества. Это еще одна позитивная роль - быть гражданином своей страны.
К наиболее негативным социальным ролям относится роль бродяги. Чаще всего в качестве примера выступают беспризорные дети и лица без определенного места жительства. Негативное отношение связано с исключенностью таких людей из общества, из процесса производства материальных благ, а также с тем, что сами эти индивиды не испытывают стыда за попрошайничество, воровство и т.д., являясь частью маргинальной прослойки общества.
Таким образом, позитивные социальные роли связаны с включенностью индивида в жизнь общества, тогда как негативные, чаще всего, - с изоляцией.