Под социальной революцией в современной научной литературе понимается качественный скачок, коренная перестройка общества, преобразование всех аспектов его жизнедеятельности.
Формирование отечественной теории социальной революции
Отечественная теория социальной революции сложилась под влиянием работ Герцена, Бакунина, Ткачева и др., которые указывали на необходимость революционных изменений для устранения противоречий между народом и государством.
Идеологи теории резко критиковали общественное устройство России, указывая на резкий разрыв общественности и государства, которое не имеет ничего общего с процессами, протекающими в социуме, подчеркивая тот факт, что государство «обращено в прошлое», не отвечает требованиям современности и, уж тем более, не способно обеспечивать развитие в будущем. Рост революционных настроений в России исследователи видели в отсутствии среднего класса как прослойки между народом и эксплуатирующим его государством.
Специфические национально-исторические особенности России в теории социальной революции
В качестве основных национальных конкретно-исторических особенностей России, обусловивших специфику формирования отечественной теории социальной революции, идеологи называли следующие:
- отсутствие городского пролетариата;
- отсутствие свободы печати;
- отсутствие представительных собраний;
- отсутствие консолидации общества вокруг революционных идей;
- отсутствие взаимосвязей между народом и интеллигенцией, невозможность, неспособность русской интеллигенции отражать настроения народа, направлять развитие общества;
- затруднительность коммуникативных взаимодействий между различными социальными группами;
- раздробленность революционно настроенных социальных групп;
- бедственное положение народа, его бесправие.
Другими словами, на начальных этапах развития теории социальной революции был выявлен ряд существенных социальных недостатков, которые, с одной стороны, - выступали в качестве причин, которые способствовали росту революционных настроений, с другой, - отражали неготовность общества к ним.
Народ как основная сила социальной революции
В качестве основной революционной силы в теории социальной революции понимается народ, который, по мнению идеологов данного подхода, путем агитации и пропаганды сможет четко осознать свои истинные потребности и цели, увидеть социальные недостатки и суметь революционным путем преодолеть эти недостатки. Другими словами, теоретики указанного подхода поддерживали идею революции «снизу». Степень революционности народа, характер протекания революционных процессов зависит от идеалов, существующих в том или ином обществе.
Отдельно следует отметить, что некоторые исследователи, мыслители указывали, что народ не может выступать движущей силой революции в силу отсутствия осознанности, понимания идеалов социальной революции. Другими словами, изначально реализация революционных процессов должна быть инициирована «верхами» и лишь после того, как цели социальных преобразований будут достигнуты, необходимо создать условия для просвещения народа, его привлечения к построению нового общества.
В ситуации отсутствия должных условий пропаганды и просвещения народных масс, их участие в социальной революции может стать силой разрушительной, ломающей и крушащей все без исключения формы общественного устройства.
Приоритетная роль в процессах просвещения народа отводилась революционным организациям, деятельность которых должна быть направлена на побуждение народа к революции, захвату политической власти.
Таким образом, отечественная теория социальной революции представляет собой концепцию реализации социальных преобразований, учитывающую особенности национально-мировоззренческой парадигмы, конкретно-исторические особенности развития России, отражающую особенности социального развития страны, наиболее актуальные проблемы взаимодействия государства и общества