Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социально-трудовая реабилитация

Формы социально-трудовой реабилитации

Социально-трудовая реабилитация ориентирована на восстановление или формирование трудовых навыков.

Технология социально-трудовой реабилитации инвалидов включает следующие формы:

  1. Трудовое обучение. Характеризуется подготовкой личности к приобретению социально значимых качеств, определенных знаний и профессиональных навыков. Осваиваемые умения и навыки должны обладать личностной и общественной ценностью, иметь практическую направленность. Является важным звеном реабилитационного процесса в качестве аналога профессионального обучения.
  2. Трудовая занятость. Характеризуется элементарной бытовой деятельностью, включающей самообслуживание, поддержание чистоты и порядка в комнате, создание уюта. Это необходимость занятия трудовой деятельностью. Элементарная хозяйственно-бытовая трудовая деятельность позволяет устанавливать социальные связи с другими больными, персоналом учреждений, дает возможность лучше ориентироваться в окружающей обстановке. Трудовая занятость инвалидов соотносится с профессиональной ориентацией и реабилитацией инвалидов, с вопросами переобучения, повышения квалификации.
  3. Трудоустройство. Это совокупность социально-правовых норм, способствующих восстановлению трудоспособности и обеспечивающих использование их в рабочей деятельности. Может осуществляться по следующим направлениям: трудоустройство в интернате на штатных должностях и на внешних объектах. Трудоустройство вне интерната способствует укреплению социальных связей, расширению социального опыта, создает условия для лучшей социальной интеграции.
  4. Трудовая терапия. Целенаправленное вовлечение индивида в трудовую деятельность для воздействия посредством трудовой деятельности на психофизиологические функции и их наилучшее восстановление. Выступает лечебным фактором, способствующим интеллектуальному и физическому развитию, нормализации физиологических функций организма, коррекции двигательных функций, улучшению общего психофизиологического состояния.

Основанием для разграничения форм технологии реабилитации является организационно-правовой принцип, согласно которому необходимо соответствие функциональных возможностей и клинического статуса клиента социальной службы требованиям, предъявляемым условиями и характером труда.

Трудотерапия как основная форма социально-трудовой реабилитации

Замечание 1

Особенность трудовой терапии – возможность дозирования нагрузки: кратность и сложность трудового задания, длительность его выполнения. Возможность дозирования нагрузки позволяет соразмерить характер труда с особенностями и возможностями индивида.

Трудовые движения стимулируют протекание физиологических процессов, дисциплинируют, мобилизуют волю, учат концентрации внимания, создают хорошее настроение, направляют активность индивида в русло результативной, предметной, дающей удовлетворение деятельности.

Трудовая реабилитация призвана восстановить способность к общению в процессе труда, формирует ощущение причастности к общему делу.

«Социально-трудовая реабилитация» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

При вовлечении в трудовую деятельность умственно отсталых лиц наблюдается перспектива обучения трудовым навыкам, трудоустройство и дальнейшая интеграция в социум.

Групповая трудовая деятельность организует, активизирует, коллективизирует деятельность лиц с физическими и психическими нарушениями, положительно влияет на формирование ценностных ориентаций.

В процессе трудовой терапии происходят следующие изменения:

  • преодолеваются психологические комплексы;
  • наблюдается становление личности;
  • формируются межличностные отношения;
  • повышается уровень адаптации человека в обществе.

К организации трудовой терапии выдвигают ряд требований: наличие многообразия трудовых процессов, постепенное их усложнение, психологический комфорт, поддержание интереса к трудовой деятельности, постоянное наблюдение трудовым инструктором и лечащим врачом.

Основная функция трудотерапии инвалидов, находящихся в психоневрологическом диспансере – определение трудовой ориентации. Так, при олигофрении трудовой процесс направлен на обучение инвалидов, формирование профессиональных навыков, привитие навыков хозяйственно-бытового, производительного труда, самообслуживания, накопление социального опыта.

Восстановительная трудовая терапия направлена на восстановление нарушенных функций организма и профилактику двигательных расстройств.

Восстановительная трудотерапия проводится в адаптационный период реабилитации, когда наблюдается приспособление к новым условиям жизни, компенсируются и восстанавливаются нарушенные функции. Она включает использование заместительных функций, тренировку нарушенных функций при выполнении определенных двигательных операций, необходимых при выполнении трудовых операций или для жизнеобеспечения в быту.

Замечание 2

Трудовые операции должны соответствовать индивидуальным интересам и возможностям, побуждать к творчеству и самостоятельности, мотивировать к восстановлению трудоспособности, приносить удовлетворение.

Методы формирования социально-трудовой ориентировки

В практике социально-трудовой реабилитации широко применяются методы привития навыков самообслуживания и формирования социально-бытовой ориентировки:

  • моделирование воспитывающих ситуаций, при которых создаются условия, когда нужно выбрать одно решение из нескольких вариантов;
  • упражнения – организованная деятельность, заключающаяся в многократном повторении определенных действий для развития определенных умений и навыков;
  • инструктаж - указывает на способы осуществления тех или иных действий, последовательности выполнения операций, приемы их использования.

Бытовой труд требует умения планировать предстоящую работу, анализировать ее, осуществлять самоконтроль.

Занятия по социально-трудовой ориентировке предусматривают активное включение инвалидов в жизнь социума. В рамках данного направления отрабатываются навыки коммуникативных моделей поведения в типичных жизненных ситуациях.

По мере усвоения системы ценностей начинают вырабатываться позитивные социально-трудовые навыки, пробуждается интерес к познавательной деятельности. Инвалиды, проживающие в интернате, занимаются озеленением и уборкой территории интерната, работают подсобниками, убирают служебные помещения.

Замечание 3

Для людей с ограниченными возможностями трудовая деятельность является средством компенсации нарушений, она воздействует на поведение человека. При этом улучшаются речевые функции, ориентировка в пространстве, повышается осмысленность и четкость восприятия окружающего мира, формируется ответственность и самостоятельность.

Дата последнего обновления статьи: 30.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot