Формы социально-трудовой реабилитации
Социально-трудовая реабилитация ориентирована на восстановление или формирование трудовых навыков.
Технология социально-трудовой реабилитации инвалидов включает следующие формы:
- Трудовое обучение. Характеризуется подготовкой личности к приобретению социально значимых качеств, определенных знаний и профессиональных навыков. Осваиваемые умения и навыки должны обладать личностной и общественной ценностью, иметь практическую направленность. Является важным звеном реабилитационного процесса в качестве аналога профессионального обучения.
- Трудовая занятость. Характеризуется элементарной бытовой деятельностью, включающей самообслуживание, поддержание чистоты и порядка в комнате, создание уюта. Это необходимость занятия трудовой деятельностью. Элементарная хозяйственно-бытовая трудовая деятельность позволяет устанавливать социальные связи с другими больными, персоналом учреждений, дает возможность лучше ориентироваться в окружающей обстановке. Трудовая занятость инвалидов соотносится с профессиональной ориентацией и реабилитацией инвалидов, с вопросами переобучения, повышения квалификации.
- Трудоустройство. Это совокупность социально-правовых норм, способствующих восстановлению трудоспособности и обеспечивающих использование их в рабочей деятельности. Может осуществляться по следующим направлениям: трудоустройство в интернате на штатных должностях и на внешних объектах. Трудоустройство вне интерната способствует укреплению социальных связей, расширению социального опыта, создает условия для лучшей социальной интеграции.
- Трудовая терапия. Целенаправленное вовлечение индивида в трудовую деятельность для воздействия посредством трудовой деятельности на психофизиологические функции и их наилучшее восстановление. Выступает лечебным фактором, способствующим интеллектуальному и физическому развитию, нормализации физиологических функций организма, коррекции двигательных функций, улучшению общего психофизиологического состояния.
Основанием для разграничения форм технологии реабилитации является организационно-правовой принцип, согласно которому необходимо соответствие функциональных возможностей и клинического статуса клиента социальной службы требованиям, предъявляемым условиями и характером труда.
Трудотерапия как основная форма социально-трудовой реабилитации
Особенность трудовой терапии – возможность дозирования нагрузки: кратность и сложность трудового задания, длительность его выполнения. Возможность дозирования нагрузки позволяет соразмерить характер труда с особенностями и возможностями индивида.
Трудовые движения стимулируют протекание физиологических процессов, дисциплинируют, мобилизуют волю, учат концентрации внимания, создают хорошее настроение, направляют активность индивида в русло результативной, предметной, дающей удовлетворение деятельности.
Трудовая реабилитация призвана восстановить способность к общению в процессе труда, формирует ощущение причастности к общему делу.
При вовлечении в трудовую деятельность умственно отсталых лиц наблюдается перспектива обучения трудовым навыкам, трудоустройство и дальнейшая интеграция в социум.
Групповая трудовая деятельность организует, активизирует, коллективизирует деятельность лиц с физическими и психическими нарушениями, положительно влияет на формирование ценностных ориентаций.
В процессе трудовой терапии происходят следующие изменения:
- преодолеваются психологические комплексы;
- наблюдается становление личности;
- формируются межличностные отношения;
- повышается уровень адаптации человека в обществе.
К организации трудовой терапии выдвигают ряд требований: наличие многообразия трудовых процессов, постепенное их усложнение, психологический комфорт, поддержание интереса к трудовой деятельности, постоянное наблюдение трудовым инструктором и лечащим врачом.
Основная функция трудотерапии инвалидов, находящихся в психоневрологическом диспансере – определение трудовой ориентации. Так, при олигофрении трудовой процесс направлен на обучение инвалидов, формирование профессиональных навыков, привитие навыков хозяйственно-бытового, производительного труда, самообслуживания, накопление социального опыта.
Восстановительная трудовая терапия направлена на восстановление нарушенных функций организма и профилактику двигательных расстройств.
Восстановительная трудотерапия проводится в адаптационный период реабилитации, когда наблюдается приспособление к новым условиям жизни, компенсируются и восстанавливаются нарушенные функции. Она включает использование заместительных функций, тренировку нарушенных функций при выполнении определенных двигательных операций, необходимых при выполнении трудовых операций или для жизнеобеспечения в быту.
Трудовые операции должны соответствовать индивидуальным интересам и возможностям, побуждать к творчеству и самостоятельности, мотивировать к восстановлению трудоспособности, приносить удовлетворение.
Методы формирования социально-трудовой ориентировки
В практике социально-трудовой реабилитации широко применяются методы привития навыков самообслуживания и формирования социально-бытовой ориентировки:
- моделирование воспитывающих ситуаций, при которых создаются условия, когда нужно выбрать одно решение из нескольких вариантов;
- упражнения – организованная деятельность, заключающаяся в многократном повторении определенных действий для развития определенных умений и навыков;
- инструктаж - указывает на способы осуществления тех или иных действий, последовательности выполнения операций, приемы их использования.
Бытовой труд требует умения планировать предстоящую работу, анализировать ее, осуществлять самоконтроль.
Занятия по социально-трудовой ориентировке предусматривают активное включение инвалидов в жизнь социума. В рамках данного направления отрабатываются навыки коммуникативных моделей поведения в типичных жизненных ситуациях.
По мере усвоения системы ценностей начинают вырабатываться позитивные социально-трудовые навыки, пробуждается интерес к познавательной деятельности. Инвалиды, проживающие в интернате, занимаются озеленением и уборкой территории интерната, работают подсобниками, убирают служебные помещения.
Для людей с ограниченными возможностями трудовая деятельность является средством компенсации нарушений, она воздействует на поведение человека. При этом улучшаются речевые функции, ориентировка в пространстве, повышается осмысленность и четкость восприятия окружающего мира, формируется ответственность и самостоятельность.