Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Творчество в социальной работе

Развитие творческих способностей социального работника

Современная социальная работа – это поиск неординарных, творческих путей взаимодействия с людьми низшего социального слоя. Когда такое сотрудничество приносит неоценимую помощь людям и проходит успешно, то это можно назвать искусством.

Как любой специалист, так и социальный работник, кроме профессиональных знаний, умений и навыков должен обладать целым рядом творческих способностей.

Среди них есть такие, как умение подойти к проблемам клиента неформально, иметь развитое воображение, способность к внутреннему планированию действий, ассоциативность мышления, интуицию, открытость новому опыту и др.

Важность использования творчества в социальной работе говорит о том, что творческий компонент должен быть в составе профессиональной компетентности социального работника.

Определение 1

Творческий компонент – это системное образование, которое дает возможность специалисту принимать мобильные решения, разрабатывать и использовать новые методы работы, генерировать свежие идеи и др.

Достичь этого можно путем соотношения и взаимодействия составляющих этот компонент определенных элементов.

Среди них:

  • когнитивный элемент;
  • эмоционально-ценностный;
  • саморегуляционный элемент;
  • операциональный элемент;
  • мотивационно-энергетический.

Большую помощь могут оказать собственные творческие задатки и способности.

Когнитивный элемент творческого компонента является интеллектуальным звеном и включает в себя общую эрудицию, которую будущий специалист получает в ходе учебы и практики.

Сигнализатором смысла творческой деятельности являются эмоции, поэтому эмоционально-ценностный элемент творческого компонента побуждает к действиям и сопровождает весь процесс творческого решения поставленной задачи.

«Творчество в социальной работе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Саморегуляционный элемент дает возможность социальному работнику удерживать творческую работу над проблемой клиента в заданном русле. При необходимости в работу можно внести коррективы.

Полученные в ходе обучения и практики умения и навыки, относятся к операциональному элементу творческого компонента.

Творческие процессы в действие приводит мотивационно-энергетический элемент.

Чтобы все эти элементы получали дальнейшее развитие, важны благоприятные психологические условия. К ним относятся:

  • ближайшее окружение;
  • моральные условия и материально-технические условия;
  • наличие благоприятных условий рабочей среды и трудового коллектива.
Замечание 1

Большую роль в формировании творческих задатков социального работника играют те учебные заведения, где учился будущий специалист. Прежде всего, это относится к наличию высокопрофессиональных преподавателей и психолого-педагогического сопровождения одаренных студентов. Использование в учебном процессе игровых технологий и тренингов, изучение опыта и способов креативного поведения профессиональных социальных работников.

Творчество в технологии социальной работы

Профессиональная деятельность социального работника содержит в себе очень много функций.

Её организационно-формальный признак представляет собой систему процедур, приемов и методов, осуществление которых происходит в процессе решения сложных и слабоструктурированных социальных проблем.

Владение технологией это не просто владение теми или иными процедурами и операциями, это ещё и тесная связь с искусством решения проблем, поднимающая её до уровня творчества. Это и понятно, потому что шаблон в работе с людьми просто недопустим.

Технология социальной работы имеет важную ориентирующую процедуру, которая заключается в формулировке и определении цели, являющиеся основным направлением действия.

Технологический процесс в социальной сфере не может быть линейным, он должен носить только творческий характер. Некоторые операции могут проходить в обратном направлении либо осуществляться параллельно, некоторые процедуры меняться местами.

Особое место при постановке целей в социальной работе должно отводиться нравственным аспектам, а от самого социального работника требуется исключительная ответственность, инициатива и творческий подход в решении назревших проблем.

Главное этическое правило в социальной работе – «не навреди», а это зависит от личности субъекта целеполагания, его личностных и профессиональных качеств.

Четкое понимание практической потребности и значимости социальной проблемы специалистами социальной сферы по идее должно мобилизовать их потенциал – организационный, интеллектуальный, физический и придать поиску технологических решений инновационный характер.

На основании имеющегося изученного опыта, можно сказать, что распознание, формулирование, решение личностных проблем образуют содержание основной функции работников социальной сферы.

Личностные проблемы людей очень разные и, поэтому их разрешение является сложным и деликатным делом, затрагивающим вопросы права, морали, психологии. Умение проникать в мир личной жизни и оказывать необходимую помощь требуют большого такта от специалиста социальной службы.

Работа с людьми требует от специалиста творческого использования технологических приемов, отказ от шаблона и штампов, отказ от бездушия, требует умения вовремя вносить необходимые коррективы в технологический процесс, что является важным показателем профессионализма социального работника.

Применение технологий творчества в социальной работе, как с отдельным индивидом, так и с группой людей, оказывают продуктивное влияние на предупреждение и решение социально-психологических и социально-педагогических проблем, которые возникают в процессе реабилитации и жизнедеятельности человека.

Технологии творчества способствуют формированию активной социальной позиции и применяются в комплексной реабилитации инвалидов, наркоманов, алкоголиков, психически больных людей.

Виды творческой деятельности в социальной работе

В социальной работе можно выделить следующие виды творческой деятельности:

  • творчество в области методики и диагностирования, которое заключается в поиске и применении новых способов изучения особенностей человека в проблеме, создание новых методов и диагностических приемов;
  • креативность общения, связанная с поиском и нахождением путей решения новых коммуникативных задач, созданием новых форм общения в групповой работе;
  • самореализация социального работника, поиск индивидуальных путей своего профессионального роста.

В процессе социальной работы выделяются следующие уровни творчества - элементарное взаимодействие с индивидом или с группой, оптимизация взаимодействия, предполагающая умелый и эффективный выбор и применение известных технологий, конструирование технологий взаимной деятельности в решении конкретных проблем конкретного человека, проявление уровня творчества специалиста в умении индивида самостоятельно действовать.

Современными в социальной работе, являются такие технологии творчества: трудотерапия, музыкотерапия, ландшафтотерапия, сказкотерапия, изотерапия и ряд других технологий.

Технологии творчества дают возможность в развитии творческих способностей человека или группы людей, а также положительно влияют на предупреждение многих социально-психологических и социально-педагогических проблем индивида.

Замечание 2

Применение в работе той или иной технологии требуют от социального работника не только профессиональных знаний и умений, но и знаний таких смежных дисциплин, как медицина и правоведение. Без знаний семейного и уголовного права, пенсионного обеспечения, достаточно сложно консультировать клиента и оказывать действенную помощь в решении его жизненных проблем.

Дата последнего обновления статьи: 05.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot