Введение в понимание сути социальной работы
На сегодня высококвалифицированных специалистов социальной работы, которые могли бы профессионально осуществлять работу по диагностике и прогнозирования социальных процессов, оказывать профилактическое, социально-терапевтическую, психологическую, педагогическую и правовую помощь различным категориям населения, в России не хватает. Это во многом объясняется тем, что профессиональная подготовка специалистов социальной работы началась в нашей стране только в середине 90-х годов и связана со значительными трудностями, которые обусловлены, прежде всего, отсутствием как практический опыт работы в этой области, так и весомых научно теоретических разработок по актуальным вопросам социальной работы и подготовки специалистов для социальной сферы.
В этом контексте значительный интерес для России представляет опыт различных стран мира, особенно США и Европы, где социальная работа и социальная образование имеют давнюю историю и богатые традиции, а социальная служба хорошо развита и созданы оригинальные системы профессиональной подготовки специалистов социальной работы разных уровней. Поэтому, по нашему мнению, целесообразным является изучение и творческое переосмысление зарубежного опыта, без чего интеграция Украины в европейское образовательное пространство будет невозможной.
Социальная работа в США
В развитых странах мира и, в особенности, в США профессия "социальный работник" очень распространен, пользуется большим уважением со стороны государства и общественности, а система разноуровневой подготовки социальных работников является динамичной и эффективной. Становление системы социальной защиты и социальных служб в США начинается с деятельности первых пансионов помощи бедным, организаторы которых выступали против беззаконного использования детского труда, городской антисанитарии, по улучшению условий труда, здоровья женщин и детей, по судопроизводства по делам несовершеннолетних, за развитие народного образования.
Термин "социальный работник" как юридическое признание профессии существует в США с 1956 г., Когда были созданы специальные высшие школы. Этот срок заменил предыдущий - "работник социального обеспечения", "народный опекун" и другие. Критериями компетентности социального работника в США большинство специалистов (Л.Баер (L.Baer), Р.Федерико (R.Federico), Д.Хардкасл (D.Hardcastle), Х.Джонс (H.Johns), В.Ричaн (W .Richan), А.Мендельсон (A.Mendelsohn) считают:
- умение оценивать ситуацию,
- разрабатывать план изучения социальной проблемы,
- развивать способности человека в решении проблем, преодолении стрессов,
- связывать людей с социальными системами,
- квалифицированно защищать тех, кто испытывает любой дискриминации, с
- пособствовать эффективной и гуманной действия систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами, возможностями,
- совершенствовать эти системы, оценивать эффективность проделанной работы.
Сфера социальной работы в стране постоянно расширяется, деятельность социальных работников распространяется на различные правительственные организации, предприятия, офисы, школы, центры здравоохранения, агентства по охране семьи и ребенка, военные подразделения, церкви, тюрьмы.
Так, социальные работники церкви оказывают помощь прихожанам разного возраста:
- беспокоятся о том, чтобы бездомные могли переночевать в церкви, а утром позавтракать в церковном дворе;
- для тех, кто любит музыку, организуют концерты и др.
В армии социальные работники проявляют заботу о семье солдат, офицеров, помогают решать конфликтные ситуации между военнослужащими.
Социальная работа в Европе
Так как методы и функции социальной работы в ЭС схожи мы рассмотрим их на примере Шведской модели оказания социальных услуг. Служба социальной работы в Швеции сформировалась в начале ХХ в. В наше время она очень многогранна. Условно можно выделить три основные группы социальных работников. Первую составляют те, кто занимается уходом за больными людьми и инвалидами и работает в основном в медицинских учреждениях. Вторая группа представлена социальными педагогами. И третья группа включает собственно социальных работников (патронаж).
Определение потребностей общества в социальных услугах осуществляется через сбор, обобщение и анализ информации о состоянии и жизненные обстоятельства отдельного лица или целевой социальной группы с целью определения потребности в социальных услугах, видах и объемах их предоставления, оценки влияния услуг на преодоление сложных жизненных обстоятельствах.
Проблемы, с которыми приходится работать:
- проблемы алкогольной и наркотической зависимости,
- безнадзорность детей,
- инвалидность,
- конфликтные отношения между мужчиной и женщиной (супружеские измены, развод),
- насилие в семьях, особенно в отношении детей,
- правонарушения и преступность,
- проблемы ВИЧ / СПИДа, наркотической зависимости,
- потребность в лечении,
- потребность в обучении, трудоустройстве,
- отсутствие документов,
- отсутствие навыков ухода за ребенком,
- проблемы воспитания детей,
- возвращение детей из интернатных учреждений в биологические семьи,
- суицидальные попытки,
- отсутствие одежды, обуви,
- неполноценное питание,
- отсутствие жилья
- и прочее.
Социальные работники исходят из того, что не всегда личность может справиться со своими проблемами. Иногда нужно обратить внимание людей на возникшую проблему и подсказать способы ее решения. Социальная работа строится исходя из того, что большую часть проблем можно решить только объединенными, совместными усилиями. В обществе должны присутствовать взаимная помощь, неформальный социальный контроль и общения. Функции социальной службы в плане работы с общественностью состоит в том, чтобы реализовать все возможности, имеющиеся в обществе, чтобы решить свои проблемы.