Задачи социальной работы в условиях медицинских заведений
Чаще всего необходимость в присутствии социального работника возникает в кризисных ситуациях. Также в его присутствии нуждается человек после выписки из медицинского заведения.
К основным задачам социального работника относится защита прав и свобод пациента, его дальнейшая социальная адаптация вне стен стационара или иного медицинского заведения, организация тщательного ухода и медицинского обслуживания больных на дому (патронаж) после курса интенсивной терапии. Сюда же относится трудовая терапия инвалидов и их реабилитация в случае обострения заболеваний (причем, реабилитация не только физического, но и психического здоровья).
Исследователи адекватно оценивают возможность возникновения сложностей после выписки из лечебного заведения. Но и в рамках самого заведения могут быть разного рода трудности. В первую очередь, в случае сложного заболевания человеку сложно психологически принять свое новое состояние. Социальный работник работает не только с пациентами, но и с их семьями. Обсуждаются возможные исходы сложившейся ситуации, а также механизмы по предотвращению некоторых негативных последствий.
Практика социальной работы в медицинских заведениях разных стран
Практика социальной работы в медицинских учреждения в разных странах развивается и организовывается по-разному. В современных больницах Швеции достаточно хорошо развиты службы помощи в кризисных ситуациях, которые отвечают требованиям современного общества. Социальные работники в Швеции решают ряд актуальных задач:
- Способствуют гармонизации взаимоотношений между врачом и родственниками больного;
- Оказывают посильную психологическую помощь пациенту в его дальнейшей адаптации, а также к условиям стационара и режиму дальнейшего лечения и реабилитации;
- Социальные работники ведут активную подготовку больных к серьезным хирургическим вмешательствам, организуют помощь после нее;
- Оказывают психологическую помощь семьям, друзьям и родственникам пациентов, если они страдают от неизлечимой болезни;
- Информируют врачей и медицинский персонал по поводу обстановки в семьях пациентов, а также обсуждают возможности дальнейшей помощи со стороны близких родственников;
- Проводят активную работу с родителями, которые потеряли детей, а также с близкими родственниками и членами семьи умерших в стенах клиники;
- Составляют программу по дальнейшей работе с родителями, дети которых являются тяжело или неизлечимо больными, помогают в оформлении больных в приемном покое, осуществляют непрерывный контроль за психическим состоянием и психологическим самочувствием пациента на всех этапах его болезни и реабилитации.
В Германии также существуют социальные службы, которые действуют в большинстве медицинских заведений. В них трудятся специально подготовленные работники, которые действуют непосредственно через Центральную социальную службу больниц и под ее пристальным контролем. В центре внимание социальных работников и организации – решение ряда финансовых трудностей, которые возникают в связи с пребыванием клиента в больнице, так как в Германии не предусмотрено бесплатное медицинское обслуживание. Финансирование, таким образом, осуществляется через страховые организации.
Социальная работа в медицинских учреждениях в России
В России также ведется активное внедрение работы социальных служб в деятельность медицинских учреждений. В качестве их функций выступает получение основной, актуальной и наиболее полной информации о социальном положении населения. На основе полученных данных социальные работник создает банк данных – так называемые социальные карты региона.
Некоторые авторы выделяют еще несколько основных функций медико-социального работника (работника среднего звена, как подчеркивают исследователи):
- Непосредственная патронажная работа с семьями по реализации конкретных услуг (уход за больным, контроль за его психическим состоянием, адаптация к новым условиям или дальнейшая реабилитация);
- Оказание первичной медицинской и санитарной помощи инвалидам, одиноким больным хроническими заболеваниями, пенсионерам;
- Содействие в обеспечении медикаментами, необходимыми перевязочными и гигиеническими средствами, продуктами питания первой необходимости (водой) через специальные магазины, где предоставляются товары по льготным ценам;
- Организация консультативной помощи правоведов, психологов и педагогов. К ней могут обратиться как сами пациенты, так и их близкие, члены семей, друзья, и некоторые медицинские работники;
- Санитарно-просветительская работа и дальнейшее обучение самопомощи и основам взаимопомощи;
- Выявление и пресечение аномальных явлений в семье, где есть тяжелобольной человек, инвалид или нетрудоспособный член семьи;
- Формирование здорового образа жизни у детей и подростков (создание привлекательного образа физической культуры и спорта, внедрение основ ГТО в рамках высших учебных заведений);
- Осуществление социально-бытовой помощи одиноким, престарелым и инвалидам. Сюда же входит выявление нуждающихся в ортопедической технике, протезов и иных медицинских средств для лечения и дальнейшей реабилитации больного.
Медико-социальные работники третьего звена оказывают непосредственную и посильную помощь (психологическую, физическую и моральную) людям, которые нуждаются в посторонней помощи. Например, помощь сиделки у тяжелобольных, одиноких престарелых людей, инвалидов по зрению, слуху и прочих. Также социальные работники в данном случае осуществляют связь медико-социальных работников поликлиники с добровольными, волонтерскими организациями, которые оказывают помощь в социальной работе учреждений.
Стоит отметить, что социальные работники востребованы как в медицинских учреждениях, так и в хосписах, куда помещают тяжелобольных людей и пенсионеров, которые нуждаются в постоянном уходе и контроле за состоянием.