Понятие «мониторинг» в социальной работе
Новый и весьма перспективный вид организации социальной информации представляет собой мониторинг. Мониторингом называют цельную систему, позволяющую фиксировать, сохранять и производить первичный анализ приобретенных данных о динамичности социальных процессов, проистекающих в стране в целом, либо в её определенном пункте, регионе.
Слово “monitor” (от латинского monere) – напоминать, предупреждать, советовать.
Понятием «мониторинг» оперируют уже довольно давно, придавая ему разнообразные значения, хотя при этом выражая что-то относящееся к контролю, наблюдению за какими-либо событиями, явлениями, действиями. Так, например, в XVII – XIX столетиях термин «монитор» использовали для обозначения помощника преподавателя, который осуществлял надзор (наблюдение) за учениками во время отсутствия педагога.
В более близкие времена до наших дней, данное понятие стали использовать для разновидности контрольных приборов. В естественных же науках, термин «мониторинг» начали применять для обозначения контроля в сферах экологических исследований, технологических процессов.
Впоследствии термин «мониторинг» начали использовать в плоскости политической практики и её изучения, обозначая систему контроля над политическими процессами, с целью своевременного избегания нежелательных происшествий и событий.
В итоге, термин «мониторинг» получил широкое распространение, общего значения, выражая суть системы сбора информации, систематического наблюдения, прогноза и оценки, специально созданное систематизированное наблюдение за обстановкой в тех или иных определенных объектах.
Началом распространения методов мониторинга в практическую деятельность – произведение мониторинговых исследований – приходится на конец 20-го века, впрочем принципы и методы мониторинга уже были неоднократно использованы до данного времени в рамках реализации разнообразных практик.
Ученые-социологи, которые занимаются проблематикой социального управления, считают социальный мониторинг очень важным способом предметно-практической и познавательной деятельности, обеспечивающий, в совокупности с другими методами, всеохватывающее оперативное и адекватное оценивание социальных ситуаций, которое дает возможность осуществлять успешное прогнозирование и выработку оптимальных управленческих постановлений.
Мониторинг – это совокупность мероприятий для периодического наблюдения за разнообразными объектами и периодически осуществляемой сборки информации о состоянии данных объектов. При этом происходит осуществление сравнения результатов наблюдений, осуществленных в различные временные промежутки эксперимента. При всем количестве наблюдений, которые повторяются периодически, используется одинаковая (в своей основе, как минимум) система базовых индикаторов.
Накопления информации, собранной периодически, производятся с целью оценивания переменных состояний наблюдаемых объектов, выделения тенденций их развития и предсказывания будущих состояний.
Сбор данных в виде мониторинга требует обязательного наличия теоретической базы и технической возможности его реализации.
Для мониторинга теоретической базой является программа сбора информации, создание форм хранения и представления данной информации.
Технической базой мониторинга является обширная сеть каналов связи, охватывающая все количество объектов наблюдения, главный крупный вычислительный центр и вычислительные центры менее масштабных размеров (городские, районные, областные).
Основные черты социального мониторинга
К основным чертам социального мониторинга относятся:
- Охват социальных явлений в социуме, которые являются наиболее значительными;
- Наличие определенного стабильного состава индикаторов и показателей (статистических и социологических);
- Существование временных показателей, дополняющих главную систему и переменные в том случае, если это необходимо для потребностей пользователя, что дает возможность системе мониторинга быть более гибкой;
- Передача информации путем использования каналов связи в центральные центры вычисления, их обрабатывание и хранение;
- Осуществление мониторинга по единому примеру организационного центра;
- Разрешение доступа потребителей к результатам подобных мероприятий.
- Весомый недостаток разовых исследований по сравнению с мониторингом – это их неспособность систематично увеличивать и внедрять нужные данные по широкому спектру стандартных социальных показателей и образовывать на этой базе непрерывно обновляемых информационных баз.
Наиважнейшей функцией социального мониторинга является социологический анализ определенных социально- экономических ситуаций, которые происходят в любой момент времени. Без последовательного и систематического осуществления этой функции становятся неосуществимыми не только увеличение объема главной базы данных, но подготовка адекватных и своевременных управленческих решений.
Приспособление уже существующих и разработка новых компьютерных программ, которые применяются в мониторинге, имеют возможность обеспечивать достаточно полный и адекватный анализ , обработку, хранение полученной эмпирической информации в удобной для пользователя форме (графические отображения, табличные разработки).
Показатели социального мониторинга
В процессе организации социального мониторинга необходимо ориентироваться на систему показателей, которые учитывают существо его отдельно-стоящих островных объектов.
Объединение показателей происходит в следующие блоки (подсистемы):
- государственное управление;
- количество расходов, направленных на социальные нужды;
- статистика политической обстановки;
- социальная стратификация и население;
- социальная инфраструктура;
- образ жизни.
Исходя из этого, именно люди являются объектом социального мониторинга, а также разнообразные характеристики проявлений их поведения и деятельности.