Сущность индивидуальной социальной работы
Социальная работа с индивидуальным случаем, или метод индивидуальной социальной работы, реализовывается в состоянии «один на один», когда социальный работник вместе с клиентом ищет решение проблем, как личностных, так и социального характера.
Характерными индивидуальными проблемами в сфере практики социальной работы являются личностные и семейные кризисы, эмоциональные проблемы, потеря работы, семейные конфликты, проблемы в школе или на производстве и остальные подобные виды проблем.
Концепция взаимоотношений «один на один» подразумевает определенный род отношений между клиентом и социальным работником. В процессе индивидуальной помощи, помимо того, что разрабатывается план соответствующей процедуры взаимодействий, ещё и ставятся специфичные требования к роли социального работника, нужным знаниям о клиенте, которые обеспечивают условия для построения конструкции работы «один на один».
Исходя из концепции Л. Джонсона, контекст работы, который способствует успеху, представляется в форме активной системы, которая представлена клиентом и социальным работником, обладающими, в свою очередь, присущими только им специфическими свойствами и качествами.
Взаимодействие в сфере индивидуальной работы со случаем проистекает благодаря системе последовательных действий. В первую очередь между клиентом и социальным работником необходимо установление контакта.
Комплекс действий социального работника в индивидуальной работе
Комплекс действий социального работника в индивидуальной работе:
- Установление первоначальной связи и определение уровня необходимости изменений клиента. На данной стадии у социального работника есть возможность столкнуться с фактом непонимания клиентом сути его проблемы и его нежеланием прикладывания каких-либо усилий для её решения путем внесения в свою жизнь определенных изменений. В данном случае социальный работник должен обратить внимание клиента на причины его отрицания существования проблемы и в процессе обсуждения мягко и тактично продемонстрировать клиенту её существование. Клиенту необходимо представить все имеющиеся доказательства этого. Если же, к клиенту и после этого не придет осознание непременности изменений, социальный работник предоставляет клиенту возможность вернуться к его проблеме в будущем времени, в тот момент, когда клиент посчитает нужным снова её обсудить.
- Изучение и истолкование проблемы. Эта стадия процесса начинается в тот момент, когда к клиенту приходит понимание того, что социальный работник в действительности имеет возможность быть ему полезным в сложившейся непростой ситуации. На данном этапе совершается установление отношений между социальным работником и клиентом, которые открывают пути к определению подходов к решению проблемы.
- Мотивация. Совместное оценивание социальным работником и клиентом сложившейся у клиента ситуации. Постановка социального диагноза. Процесс мотивации клиента, ведь, в том случае, если у клиента нет осознания мотивации к изменениям, конструктивных сдвигов не случится.
- Концептуализация проблемы. На данной стадии происходит согласование социальным работником и клиентом определенной цели, которую необходимо достигнуть, методов, к котором необходимо прибегнуть, и задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели. Они проводят совместное оценивание разнообразных вариантов решения проблемы, определяют вмешательства и изменения, которые являются объективно необходимыми. Зачастую клиент в первую очередь имеет склонность видеть причины своей проблемы в своей личной неполноценности, из чего вытекает некоторое беспокойство и эмоциональность его поведения. В данной ситуации он не обладает способностью видеть, что его проблема состоит из ряда компонентов, которые возможно менять в том или ином направлении.
- Исследование стратегий решения. На этом этапе социальному работнику необходимо привлечь клиента к нужной деятельности, с целью помочь ему в формировании объективных воздействий, направленных на желаемые изменения. В ходе процесса рекомендаций между социальным работником и клиентом идет вырабатывание совместной стратегии решения проблемы. Каждый клиент имеет такую же уникальность, как и его проблемы. Что представляется важным одному клиенту, то для другого не представляет абсолютно никакой ценности.
- Избрание стратегии. Этот уровень характеризуется тем, что происходит оценивание результатов и процесса совместной работы социального работника с клиентом, суммирование состоявшихся изменений и ситуация начинает стабилизироваться. В том случае, когда клиент является нерешительным или внутренне неприемлет изменения ситуации и всячески их тормозит, исключительно имитируя деятельность, конструктивным изменениям места нет.
- Реализация стратегии. Успешность взаимодействий проявит себя только в том случае, если клиент будет выполнять взяты на себя обязательства.
- Эволюция. Вследствие конструктивных изменений, которые должны носить характер длительных и постоянных, у клиента должно получится достигнуть необходимых перемен, следовательно, если это случилось, то взаимоотношения между ним и социальным работником могут быть прекращены.
Принципы индивидуальной социальной работы
В ходе процесса индивидуальной работы, социальному работнику необходимо исходить из того, что у клиента есть не только свои нужды, но и права. Базируя свои действия на профессиональной этике социальной практики, в течении процесса взаимодействий с клиентом, профессионалы должны руководствоваться такими принципами:
- индивидуальность каждого клиента;
- у клиента есть право выражать свои чувства;
- социальный работник должен действовать, основываясь на принципе проявления контролируемого эмоционального участия;
- недопустимость чувства отторжения клиентом со стороны социального работника;
- недопустимость чувства «оценивания» клиентом со стороны социального работника;
- клиент обладает правом принимать самостоятельные решения и совершать самостоятельный выбор;
- право конфиденциальности, принадлежащее клиенту.