Сущность коммуникативной деятельности в социальной работе
При решении проблем, которые стоят перед специалистами социальной работы, затрагиваются все виды и формы деятельности и общественных отношений людей, все стороны общественной жизни.
Выявление и решение данных проблем возможно в результате установления контактов с представителями общественных объединений и организаций, государственных служб, социальными группами и гражданами, нуждающимися в поддержке, защите, помощи, что, в свою очередь, требует от специалистов социальных служб развитых коммуникативных способностей.
Практическая деятельность социального работника связана с общением. Успешность его деятельности во многом определяется коммуникативными компетенциями – в межличностном взаимодействии, межличностной коммуникации и межличностном восприятии.
Расширение поля общения, интенсификация социальных связей повышают психологические нагрузки и создают в процессе общения напряженность.
Высокий уровень коммуникативной компетентности способствует активному межличностному общению, способен защитить работника социальной сферы от психологических нагрузок.
Общение – средство обмена информацией, ролевыми влияниями, действиями, способ восприятия партнерами друг друга, установление определенных взаимоотношений. Общение реализует перцептивную, интерактивную, коммуникативную функции.
К коммуникативным средствам общения относятся следующие средства:
- лексика, грамматика, стилистика, семантика;
- оптокинетические (мимика, жестикуляция, визуальный контакт, направление взгляда, стереотипы моторики, побледнение и покраснение кожи);
- паралингвистические (тембр, интенсивность, интонация голоса, его тональность и диапазон);
- экстралингвистические (темп речи, паузы, связность речи, покашливание, смех, заикание);
- проксемические (физическая дистанция контакта, персональное пространство, угол поворота к собеседнику);
- ольфакторные средства (запахи);
- тактильные действия, предметные контактные средства (рукопожатия, поцелуи, объятия, похлопывания, поглаживания, толчки, касания).
Характеристики межличностного общения
В традиционном общении выделяют деловое и межличностное общение. В деловом взаимодействии запрограммированы способы осуществления контактов, цели и мотивы общения.
В неформальном, межличностном общении отсутствует жесткая регламентация эмоций, поведения, интеллектуальных процессов. Неспособность осуществлять межличностное общение, его дефицит оказывают негативное влияние на деятельность и психическое самочувствие человека.
Общение считается психологически оптимальным, коммуникативным, если в нем реализуются цели участников общения в соответствии с мотивами, определяющими эти цели, с использованием средств, которые не вызывают чувства неудовлетворенности у партнера.
Оптимальное межличностное общение – общение диалогическое. Его основные характеристики: равенство сущностных позиций субъектов общения; взаимная открытость и доверительность обеих сторон; восприятие общающихся друг друга как ценных и независимых личностей; отсутствие оценочных суждений об индивидуальных особенностях каждого.
Диалог – одна из основополагающих форм проявления человеческой индивидуальности, средство достижения воспитательных, образовательных и др. целей, способ решения научных, творческих и иных задач.
Дефицит общения или его отсутствие способствуют росту проблем на межличностном и внутриличностном уровне, появлению нарушений в личностном развитии, росту девиантного поведения.
Коммуникативные умения и компетентность социального работника
Важным признаком коммуникативной компетентности социального работника является его ориентация на развитие и поддержку образа «Я» клиента (системы самоотношения, системы знаний о себе).
Если не обеспечивается стабильность образа «Я», в общении со стороны клиента активно начинают проявляться различные механизмы психологической защиты:
- отказ от демонстрации проблемно-смыслового, личностного поля, уход в формальное осуществление социальной роли- «ролевая защита»;
- желание занять позицию «жертвы» (самобичевание, покаяние, отрицательная самооценка), призванную помочь переложить ответственность на других – «дискуссионная защита»;
- стратегия запугивания – «открытая защита»;
- ссылка на привычный способ действий;
- ссылка на неинформированность;
- ссылка на способность к самоконтролю;
- ссылка на бессилие;
- ссылка на неверие в благоприятный исход.
Учет признаков защитного поведения клиента помогает социальному работнику получить больше информации о характере проблемы, складывающихся отношениях, помогает лучше их регулировать.
Техника профессионального общения – сознательное варьирование и свободное владение социальными работниками средствами межличностной обратной связи. Элементами техники профессионального общения являются навыки активного слушания, стимулирование межличностной обратной связи.
Деятельность социальных работников подразумевает выполнение их основных функций:
- диагностической (изучение особенностей личности, семьи, социальной группы, направленность и степень влияния на них микросреды);
- прогностической (прогнозирование развития процессов, событий, происходящих в обществе, социальной группе, семье, выработка в соответствие с ними определенных моделей социального поведения);
- правозащитной (применение законодательных актов, законов, направленных на поддержку населения, оказание ему помощи, защиту);
- организационной (организация социальных служб по месту жительства и на предприятиях, ориентация их деятельности на оказание разных видов социальных услуг и помощи населению);
- предупредительно-профилактической (преодоление и предупреждение негативных явлений);
- социально-медицинской (профилактика возникновения заболеваний, обучение основам оказания первой медицинской помощи, содействие в подготовке молодежи к семейной жизни и т.д.);
- социально-педагогической (выявление потребностей и интересов людей в различных видах деятельности (художественного творчества, спортивно-оздоровительной, культурно-досуговой), привлечение к работе с ними разных обществ, организаций, творческих союзов и др.);
- психологической (консультирование по вопросам межличностных отношений, помощь в социальной адаптации, реабилитации личности);
- социально-бытовой (оказание поддержки и необходимой помощи разным категориям населения в улучшении жилищных условий, быта).
Для реализации всех этих функций необходимо обладать высокими коммуникативными навыками для организации обмена информацией, установления контактов с клиентами, разработки единой стратегии взаимодействия.
Коммуникативная деятельность социального работника – это структурирование, программирование, координация действий разных систем социальной помощи.