Методы социальной работы
Социальная работа как совокупность научных знаний включает следующие основные разделы: фундаментальный, теоретико-методологический, изучающий методологию, принципы, закономерности, категориальный аппарат; социально-практический, управленческий, прикладной, ориентированный на теоретические и эмпирические знания в решении практических задач.
Технология социальной работы опирается на теоретические положения социальной работы, соответствующий методологический аппарат (категории, законы, принципы, приемы исследования, методы и т.д.).
Методы социальной работы - пути и способы познания, преобразования объективной реальности. От совершенства методов исследования зависит сила науки, то, насколько эффективно и быстро социальная работа может использовать передовое, новое, проявляющееся в методах смежных социальных наук.
В социальной работе метод выполняет двоякую роль, являясь: способом познания и применения научных знаний, касающихся разнообразных аспектов социальной практики и жизнедеятельности человека; конкретным действием, благоприятствующим качественному изменению объекта или субъекта процесса.
В приобретении новых знаний большое значение имеют методы научного исследования, помогающие определить направление научного познания и выяснить истинное положение вещей.
Значение использования конкретного метода обусловлено следующими факторами:
- цель, характер задач, рассматриваемых в ходе исследования;
- состояние знаний по интересующей проблеме, опыт и квалификация исследователя;
- наличие необходимой источниковедческой, материально-технической базы, на основании которой проводится исследование.
Классификация методов социальной работы
Классификация методов – необходимый компонент организации социальной работы, базирующейся на научных подходах. Классификация методов социальной работы – актуальная, сложная, однако недостаточно разработанная проблема теоретического и эмпирического характера.
В основу классификации социальных методов положены следующие признаки: сфера применения, степень общности, содержание деятельности, ее характер и т.д.
Классификация методов социальной работы, основанная на степени общности, включает:
- Всеобщий (философский) метод. Характеризуется единством методологической и мировоззренческой позиций субъекта в разных сферах деятельности. Всеобщий метод материалистической диалектики является одним из основных методов социального познания. Согласно этому методу процесс нахождения и осмысления фактов, явлений, событий основан на процессах отражения в сознании исследователя объективной диалектики социальной действительности. Любое событие или явление рассматривается в состоянии своего формирования и дальнейшего развития, что исключает односторонность и предвзятость взглядов, субъективность в толковании фактов. Диалектика расширяет возможности социального прогнозирования и предвидения, так как способствует обнаружению истинных причин, закономерностей происходящих событий, обозначить тенденции дальнейших процессов.
- Общенаучные методы. Используются во многих сферах человеческой деятельности и включают целый ряд разнообразных методов.
- Частные специальные научные методы. Это конкретные специфические способы познания и трансформации отдельных сфер материального мира, характерные определенной системе знаний (корреляционный анализ, метод социометрии и др.).
В деятельности социального работника метод – это способ действия, опосредующий цель и результат, соединяющий цели и средства их достижения, предоставляющий самый оптимальный путь решения проблемы.
Научные исследования помогают определить степень функционирования метода. Исследования показывают, какие типы практической деятельности, при каких условиях являются наиболее эффективными.
Общенаучные методы социальной работы
Среди общенаучных методов социальной работы выделяют:
- Метод научной абстракции – выделение в процессе познания глубинной сущности процесса, отвлечение от внешних сторон, процессов. Включает следующие стороны познания: конкретный анализ и обобщение эмпирического материала, обозначаются общие определения и понятия науки; на основе познанных понятий и явлений объясняется новое явление.
- Метод анализа и синтеза. Анализ позволяет исследуемый процесс, явление, разделить на части и исследовать их по отдельности. Результаты исследований рассматривают как единую картину. Благодаря синтезу воспроизводят единую картину о социальном явлении или процессе.
- Единство общего и особенного в социальной работе.
- Метод индукции и дедукции. Индукция предоставляет возможность осуществлять исследование от рассмотрения единичных фактов до перехода к общим выводам и положениям. Дедукция позволяет переходить от общих выводов к частным.
- Метод восхождения от простого к сложному. Социальные процессы – совокупность различных социальных явлений (простых и сложных). Простые отношения в процессе социального развития становятся элементами сложной системы. Основываясь на простых (категориях, абстракциях) аспектах научного познания, сложные социальные процессы их концентрируют и получают конкретные, емкие определения. Развитие от простых социальных явлений к сложным отражается в движениях мышления от абстрактного к конкретному.
- Исторический метод. Позволяет выявить социальные закономерности формирования, становления и развития социальных процессов в контексте исторического времени, помогает изучить социальные силы, действующие в его процессах, определить их последовательность и обозначить приоритеты.
- Единство качественного и количественного анализа. Социальные теории исследуют как качественные стороны социальных явлений, так и количественные связи, в результате чего социальные процессы преобразуются в качественно определенное количество. Данный метод требует использования в социальных исследованиях электронно-вычислительной техники, математических методов. Особенность научного познания социальной работы – ее математизация.
- Генетический метод. Изучается процессы преемственности развития категорий, понятий, теории, технологии, методики социальной работы.
- Методы формализации. Характеризуются сбором данных о процессах социального развития субъектов и объектов управления в виде таблиц, графиков, схем и т.д.
- Конкретно-социологический метод. Выявляет и демонстрирует социальные связи, их эффективность, обратную связь с общественным мнением, включает наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, эксперимент и т.д.
- Метод аналогии. Характеризуется анализом конкретной социальной ситуации, результатов работы, основанным на опыте оценки других субъектов, организаций и т.д.
- Структурно-функциональный, или системно-структурный метод. Направлен на выявление нового качества, целостности явлений, выделение элементов системы социального развития и деятельности, выяснение их функций и взаимосвязи.