Понятие социальных инноваций
В современных условиях организациям и учреждениям необходимо адаптироваться к изменяющимся реалиям, уметь прогнозировать тенденции будущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные новшества, затрагивающие, в том числе, и социальную сферу. Они определяются как социальные инновации.
Социальная инновация – сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике, а также процесс создания новых средств удовлетворения социальных потребностей.
Социальные инновации имеют следующие характерные черты и отличия от других видов инноваций:
- Они являются результатом коллективного творчества (при разработке материально-технических нередко имеет место индивидуальное авторство);
- Эффект от социальных инноваций не носит конкретного характера и несколько отдален во времени;
- Их применение детерминировано внешней средой и личностными качествами людей, задействованных в их осуществлении.
Источниками социальных инноваций служат изменения окружающей среды, различные социальные проблемы, изменение потребностей общества в целом и отдельных его групп и членов.
Социальные инновации развиваются как нововведения в практике общественной жизни, которые призваны способствовать разрешению противоречий, возникающих из-за нестабильности и неоднородности социума.
Инновационная деятельность – вид деятельности, связанный с применением результатов научных исследований и разработок в процессе создания принципиально нового или усовершенствованного продукта.
Инновационный процесс – процесс генерирования новых идей, их разработки, апробации, распространения и дальнейшего использования на практике.
Существуют факторы, тормозящие инновационный процесс. Из них можно особо выделить социально-экономические (отсутствие должного уровня профессионализма и/или финансирования) и психологические (различные барьеры информационного или мировоззренческого плана, такие как, например, недостаточная информированность о сути и цели инновации) факторы.
Также сдерживают инновационный процесс консерватизм мышления, отсутствие творческого подхода в решении проблем.
Виды и фазы социальных инноваций
В последние годы разработано немало методов и технологий социальной работы. Существуют инновационные технологии в двух видах: в форме программ, документов и в форме реально развивающихся социальных процессов.
Нововведения в работе как отечественных, так и зарубежных социальных служб являются предметов научных исследований в различных областях.
Социальные инновации классифицируются:
- По уровню и объему: глобальные, региональные, локальные;
- По масштабу распространения: единичные, диффузные (распространяемые на многие объекты);
- По сфере жизни общества: социальные, экономические, политические, нововведения в культурно-духовной сфере, в каких-либо социальных институтах;
- В соответствии со структурой социальной сферы: управленческие, правовые, образовательные, педагогические, и т.д.
Каждая социальная инновация в процессе разработки и внедрения проходит несколько фаз:
- Анализ – выявление проблемы, ее актуализация, определение метода исследования);
- Разработка – определение целей и направленности новшества, сбор и анализ данных, поиск альтернативных решений, соединение компонентов разработки в единое целое, проверка в реальных условиях, решение процедурных вопросов его применения;
- Развитие – изучение нововведения, проверка его адекватности существующим условиям, доработка;
- Оценка затрат, продуктивности и т.п.;
- Распространение и окончательное внедрение.
Отдельные технологии социальной работы
Примером технологии социальной работы, где применяются различные инновации, может служить технология социальной адаптации.
Социальная адаптация – процесс активного включения человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, в социальную среду, которая будет благоприятна для его самореализации.
Технология социальной адаптации представляет собой совокупность способов взаимодействия социального работника и клиента. Она реализуется в таких формах организации работы как индивидуальные беседы, различные тренинги, занятия коллективным творчеством и т.п. Все это подчинено одной цели – обеспечить развитие у объекта умения решать и устранять проблемную ситуацию.
Весь процесс социальной адаптации проходит в несколько этапов: подготовительный, тап включения в социальную группу, усвоения социально полезных ролей и, наконец, развития социально-психологической адаптированности.
Подготовительный этап связан с определением правового статуса клиента, ознакомлением с особенностями его личности.
На этапе включения в социальную группу проводится ознакомление нового участника с ценностями и нормами, помогающими ему адаптироваться к условиям учреждения социального обслуживания.
На этапе усвоения социально-полезных ролей происходит вовлечение в участие в социальной деятельности, приобретение новых знаний, умений и навыков.
Последний этап – это этап развития социально-психологической адаптированности. Здесь важно развить у человека способность самому находить выход из проблемных ситуаций.
Для разработки инновационных социальных технологий необходимо изучение нынешнего состояния общественных систем, а также прогноз их будущего развития. Прогнозирование в социальной работе представляет собой попытку предвидения состояния того или иного социального явления в будущем, на основе полученных данных.
Разработка прогнозов в социальной работе ведется несколькими способами. Тут применяется анкетирование (опрос населения, экспертов); экстраполирование и интерполирование; моделирование, т.е. построение моделей изучаемого социального явления или процесса, с учетом возможного или желаемого направления его развития.
Прогнозирование в социальной работе имеет большое практическое значение, связанное с подготовкой проектов и программ развития объектов в социальной сфере, к которым относятся социальная защита населения, здравоохранение, образование и т.д.