Модели философии социальной работы
В философии социальной работы в XIX - XX веках основными моделями были гуманизм, позитивизм, утопизм, профессионализм.
Основу философии гуманизма составляли представления об удовлетворении жизненных потребностей человека, стремление обеспечить минимальные прожиточные стандарты. Регулирование социальных отношений и благосостояние общества должны обеспечиваться через организационные мероприятия.
Гуманизм признает право человека на достойную, счастливую жизнь, независимо от его социальных особенностей. Одним из принципов гуманизма является принцип социальной справедливости, сущность которого заключается в том, что государство и общество обязаны обеспечить каждому индивиду равные возможности настолько, насколько это возможно, для успешного социального старта.
Второй принцип гуманизма требует осуществления всех прав личности, потому что ущемление в одном праве, ограничивает и все другие права.
В 20-е годы XX в. на смену гуманизму приходит философия позитивизма, основу которой составляет абсолютизация всех знаний и в частности социальных. Как критерий объективности знания дают возможность изменять внешние обстоятельства. Научный метод дает представление о социально-экономических процессах. Основой позитивизма становятся бихевиоризм, фрейдизм, радикальная социология. Изменить типологию клиента можно с изменением окружающей среды.
Вслед за позитивизмом наступает парадигма утопизма. Либерализм и социал-реформизм лежат в основе этой философии социальной работы. «Хороший человек», «хорошее общество», «хорошая жизнь» – доминантные понятия того периода. Человек в этой философии социально уязвим в виду таких причин, как отсутствие нужного образования, негативное влияние общественной среды, низкий экономический статус и др.
Гуманистические и демократические идеалы и ценности стали исходным положением философии профессионализма. Основными доминантами этой философии стало удовлетворение потребностей человека, всестороннее развитие его потенциала и способностей, достижение социальной справедливости.
Таким образом, в процессе исторического развития социальной работы происходило формирование системы ценностей от праисторических форм до современного состояния.
Изменялись исторические условия – изменялись ценностные ориентиры.
Но, какова бы ни была форма социальной работы, и кто бы ни представлял интересы социально уязвимых слоев населения, важнейшими доминантами философского осмысления прав человека всегда было общественное благо, ответственность за поддержку беззащитных, справедливость.
Философская основа общественных учений способствовала формированию ценностной ориентации профессиональной социальной работы.
Философия и социальная работа, их взаимосвязь
Являясь наукой об общих законах развития природы, общества, человека философия стала основанием для познания предмета каждой науки.
В основе социальной работы лежат основные философские идеи, которые являются идеологией профессиональной деятельности.
Во второй половине XIX века, когда наметился отход от практики добровольных помощников и переход к решению проблем как коллективных, философские ценности стали неотъемлемой частью социальной работы.
Коллективная ответственность за социальное благополучие общества акценты в деятельности добровольных помощников в целом сместила. Понимание бедности в концепции патерналистского морализма, связывавшееся с «индивидуальными дефектами личности», заменяется концепциями гражданских и политических прав личности.
Внимание социальных реформаторов стали привлекать растущая урбанизация, нищета рабочего класса, эксплуатация труда.
В XX веке в практике социальной работы появляются новые подходы, среди которых преобладает защита прав человека от разных форм дискриминации. Это говорит о том, рассматриваемые социальными работниками проблемы жизнедеятельности человека начинают осмысливаться на принципах глобальной солидарности, т.е. не только на микро - и мезоуровнях, но и на макроуровне.
Роль философии в подготовке специалиста по социальной работе не просто большая, она довольно многогранна, потому что дает не только конкретные знания об аспектах поведения человека и функционирования общества, а ещё воспитывает привычку к рефлексии и саморефлексии.
Умение рефлексировать собственное поведение, чувства и эмоции необходимо любой коммуникативной профессии. Работникам социальной службы такое умение просто необходимо, потому что они каждый день имеют дело с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, личность которых часто деформирована.
Для решения таких сложных жизненных вопросов философия дает направление для размышлений и суждений, а также предоставляет логический инструментарий для правильной оценки мира и места человека в этом мире.
Социальная работа и её философские основы
В качестве методологической основы социальной работы выступает философия, потому что именно она определяет общие принципы и подходы к пониманию стоящих перед человеком проблем.
Исследуя познавательные ценности, социально-политическое, нравственное, эстетическое отношение человека к миру, она определяет подходы в отношениях к человеку других людей.
Общество рассматривается как целостная социальная система, единый социальный процесс.
Чтобы оказать помощь человеку в решении проблемы, социальному работнику необходимы самые разные знания – знания о самом человеке, обществе, культуре. В результате должна быть получена общая картина, а эту функцию интегрирования выполняет философия социальной работы.
Философское мышление имеет важнейшую функцию – понимание не явно видимых связей и отношений.
В основе философского осмысления бытия лежат такие принципы, как:
- комплексность и единство объективно-рациональных и субъективно-чувственных аспектов познания;
- рефлексивность;
- плюралистичность;
- вариативность.
Если социальный работник будет иметь философский стиль мышления, то он сумеет глубже понять и познать суть своей профессиональной деятельности, а значит создать интеллектуально нравственные предпосылки для гуманизации социального бытия.
Философия социальной работы – новый образ жизни, новый тип отношения к человеку.
Аспекты, на которых базируется философия социальной работы – географический, политический, социально-экономический, культурный, духовный – все вместе они определяют ценностные ориентиры, базисные подходы и этические принципы.
В философии профессионализма задача этих аспектов заключается в том, чтобы способствовать созданию справедливых социальных институтов, обеспечивающих безопасность и развитие человека, не причиняя ущерба его достоинству.
Основу социальной работы, таким образом, составляет система философских идей о человеке страждущем, ждущим помощи и понимания и о человеке помогающем, который готов взять на себя роль спасителя и проявить любовь к своему ближнему.