Государственная социальная помощь
Государственная социальная помощь является одним из видов социальной помощи, которая предусмотрена в нашей стране на законодательном уровне. Она предоставляется малоимущим семьям, а также отдельным категориям граждан (сиротам, инвалидам, пенсионерам и одиноко проживающим гражданам) в виде социальных пособий, выплат, пенсий, льгот и субсидий. Помимо этого, государственная социальная помощь предоставляется в виде социальных услуг и жизненно-необходимых товаров для поддержания жизнедеятельности.
По сути, социальная помощь является важнейшим направлением деятельности современного государства. Она осуществляется при сотрудничестве с государственными организациями, государственными фондами и службами.
В России на сегодняшний день основной государственной организацией, которая предоставляет социальную помощь, и через которую отдельные категории граждан могут получить ее, является отдел социальной защиты районного или городского исполнительного комитета (исполкома).
Государство, после определенных проверок, оказывает помощь престарелым, детям, инвалидам, больным и безработным, беженцам и вынужденным переселенцам, а также другим категориям граждан, которые не в состоянии сами себя обеспечить, и в связи с чем находятся в сложной жизненной ситуации по причинам, которые не зависят от них самих.
Цели государственной социальной помощи
Цели государственной социальной помощи подробно изложены в Федеральном законе от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Данный закон был принят Государственной Думой 25 июня 1999 года, а одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года. последние поправки были внесены в декабре 2017 года. В 3 статье данного закона («Цели оказания государственной социальной помощи») изложены следующие цели:
- Возможности поддержки достойного уровня жизни некоторых категорий граждан (малоимущих семей, инвалидов, детей-сирот, беженцев, пенсионеров, нетрудоспособных граждан), которые оказались в затруднительной ситуации по причинам, напрямую не зависящим от них самих. Также среднедушевой доход этих граждан не должен превышать, а должен быть ниже величины установленного законодательством прожиточного минимум, который является актуальным в соответствующем субъекте Российской Федерации;
- Возможности адресного использования бюджетных средств, а также усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан. Это значит, что социальная помощь будет оказываться только тем категориям граждан, которые документально подтвердили свою нетрудоспособность, низкий уровень доходов, и иные причины, по которым им необходима социальная помощь со стороны государства;
- Создание необходимых условий для того, чтобы обеспечить доступность и общественную приемлемость качества социальных услуг. Это значит, что очень важно создание всех необходимых условий, которые будут направлены на обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг. Как мы можем видеть, особые социальные категории (малоимущие, инвалиды, сироты) не всегда имеют полноценный доступ к социальным услугам и благам, и именно по этой причине цель социальной помощи – создание тех самых условий доступности благ и услуг наравне с остальными гражданами страны;
- Снижение уровня социального неравенства и повышение уровня доходов населения в каждом субъекте в соответствии с величиной прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Правила оказания государственной социальной помощи
Одно из основных правил, по которому выявляется необходимость в предоставлении государственной социальной помощи – верная идентификация нуждающегося.
Идентификацию можно провести при помощи нескольких методов.
Во-первых, оценка материальной составляющей отдельной категории граждан или отдельного гражданина. В этом случае речь идет об уровне денежных доходов, а также о возможностях ведения натурального хозяйства.
Во-вторых, государством и органами социального обеспечения применяются соответствующие показатели для определения связи между адресной помощью и нуждой. Как мы уже упоминали ранее, адресность является ключевым принципом, на котором строится система социального обеспечения и защиты. Необходимо четко осознавать причины, по котором гражданин или отдельная категория граждан оказались в затруднительном положении, и насколько это положение зависит от них самих. Могут т ли они самостоятельно решит данную проблему, или без помощи государства она не может быть устранена.
В-третьих, это самоадресование. В его основе лежит так называемая самозаявительная процедура. Данный способ оборачивается достаточно большим объемом работы для сотрудников социальной защиты, но тем не менее его называют самым эффективным.
Социальные пособия, выплачиваемые государством, обладают рядом признаков. Они безвозмездны, и это значит, что гражданин, который получил их, не обязан выплачивать обратно после того, как его жизненная ситуация и материальное положение улучшатся. Также размер социальных выплат строго фиксируется, но в то же время их объем зависит от уровня доходов обратившегося за ними гражданина или членов его семьи. Тем не менее, пособия не превышают прожиточный минимум, зачастую равны ему.
Материальная помощь выплачивается в соответствии с потребностями гражданина в конкретных средствах. Чаще, это первостепенные потребности, такие, как еда, пища, лекарства для тяжелобольных или пожилых граждан. Выплаты производятся из соответствующего бюджета, материальная помощь может оказываться из бюджета любого уровня. Помимо этого, материальная помощь имеет целевое назначение, то есть выплаченные средства могут быть потрачены только в тех направлениях, которые подробно описаны в законе и иных законодательных актах. Как мы видим, несмотря на доступность социальных выплат, они полностью контролируются государством.