Субъекты культурного творчества
Любая социальная общность, любой человек в какой-то степени выступают субъектами культурного общества. Но вклад в формирование культуры различных личностей и социальных групп не одинаков.
Субъекты социальной культуры – это те социальные общности, организации и группы, чья деятельность направлена на создание новых ценностей, норм, символов и идей для всего общества.
К субъектам социальной культуры относятся:
- интеллигенция,
- различные социальные движения,
- «культурная индустрия»,
- средства массовой информации.
Интеллигенция
Интеллигенция – условный социальный слой, аморфная общность людей, основная профессиональная деятельность которых связана с производством и распространением норм, верований, правил, авторитетных мнений. Как правило, это лица, занятые интеллектуальным трудом (врачи, ученые, юристы, менеджеры, журналисты и т.д.).
Для интеллигенции чрезвычайно важна «жизнь в культуре».
Существование интеллигента в качестве «культурного человек» обусловлено некоторыми факторами (К. Мангейм):
- Разделение умственного и физического труда.
- Отличия между «оплачиваемыми профессиональными занятиями» и «свободными профессиями». Свободные профессии – художественная или интеллектуальная деятельность ради самой деятельности. Профессиональные занятия подразумевают вознаграждение за труд.
- Разграничение между «образованными» и «необразованными» людьми. В обществах, где есть феномен образования, осознается его ценность, образованность является необходимым условием авторитетности суждений.
Выделяют несколько форм интеллигенции:
- научная;
- гуманитарная,
- художественная.
Социальные движения
Выделяют разные типологии социальных движений. Социальные движения, содержащие в качестве составляющей культурное творчество (Г. Блумер), делят на:
- общие – основаны на культурных течениях, или глубинных изменениях ценностей; распространяются новые идеи, происходит переворот в привычных формах мышления; служат основой для формирования специфических социальных движений;
- специфические – формируют устойчивые организационные формы, ставят цели и вырабатывают план действий; лидеры-руководители организуют коллективные усилия; успех движения зависит от агитации, развития морали и «корпоративного духа», развития рабочей тактики и формирования идеологии;
- экспрессивные – участники движений не стремятся изменить существующий строй, изменяются их поведение и отношение к миру;
- смешанные, или социальные;
- движения сопротивления.
Культурная индустрия и средства массовой информации
Культурная индустрия представлена широкой сетью специализированных культурных организаций и учреждений, в функции которых входит производство, распространение и хранение культурных объектов – символов, образов, идей, материальных культурных артефактов (библиотек, музеев, художественных студий, театров, выставочных залов, СМИ и т.д.
«Культурный продукт» (картина, идея, книга, песня, компьютерная игра) превращается в объект потребления, в товар. Его производство ориентировано на рынок. Творческая, культурная деятельность становится составной частью экономических отношений.
Распространение «творческих индустрий» способствует образованию «творческого сектора экономики», включающего рекламу, программирование, дизайн, моду, издательское дело и т.д.
Лица, обеспечивающие развитие культурной индустрии, относятся к творческому классу. Представители этого класса образуют передовой отряд глобальной культуры.
Существенным звеном культурной индустрии являются средства массовой информации. Реальность, создаваемая СМИ, вытесняет и подменяет истинную, действительную реальность.
СМИ открывают современному человеку мир природы и исторического прошлого, разнообразный мир различных культур, превращают зрителя в очевидца, упраздняя время и пространство.