Социально-нравственная культура – это уровень познания общечеловеческих принципов морали, гуманных норм и ценностей, борьба за их претворение в жизнь, подчинение этим требованиям своего поведения, степень восприятия индивидом культуры общества.
Социально-нравственная культура включает весь освоенный опыт человечества, который:
- помогает решить проблемные вопросы;
- способствует выбору нравственного поведения в любых жизненных ситуациях;
- помогает проявлять культуру поведения и чувств;
- способствует последовательному и органичному внедрению в межличностных отношениях и в собственном поведении нравственных норм и принципов, ценностей;
- содействует постоянному личному самосовершенствованию.
Нравственная культура включает вопросы, волнующие человечество испокон веков
- свобода воли и разум как основы нравственных поступков;
- природа и источник нравственности;
- высшее благо и смысл жизни;
- нравственный выбор, базирующийся на знании «общего».
Под влиянием нравственного и эстетического воспитания, воздействием жизненного опыта, собственной готовности к развитию и самосовершенствованию, человек аккумулирует в своем поведении и сознании нравственную культуру общества.
Структура социально-нравственной культуры
Социально-нравственная культура – целостная система элементов, которая включает:
- культуру нравственного мировосприятия (обладание этическим знанием, способность к нравственным оценкам и суждениям, готовность к нравственному выбору, следование нравственным нормам и ценностям в повседневной жизни, умение различать добро и зло и т.д.);
- культуру чувств, способность к сочувствию и сопереживанию;
- культуру поступка и культуру поведения, реализующие нравственные принципы и жизненные установки на практике.
Определяющим, основным составным элементом социально-нравственной культуры является нравственное мировоззрение, способствующее нравственной деятельности.
Функции социально-нравственной культуры
Социально-нравственная культура выполняет определенные функции:
- Выделяет нравственное содержание в человеческой деятельности (с точки зрения нравственности анализируются история культуры, политика, экономика).
- Несет знания о законах нравственности и нравственных отношений, соответствующих объективным потребностям социального прогресса. Нравственный прогресс – это критерий культуры общества, цивилизованности; он должен идти впереди технического прогресса.
- Создает определенные нормативы и правила, дает оценки нравственному состоянию общества и нормам поведения.
- Отражает жизнедеятельность общества и отдельного человека через психологические, социально-исторические, религиозные, классовые и другие интересы и особенности.
- Проникает во все сферы жизни человека, привнося свои требования, оценки, запреты (в политике, экономике, духовной жизни, образовании и воспитании и т.д.).
Основы воспитания социально-нравственной культуры
Этапы формирования личности в процессе социально-нравственного воспитания:
- Формирование социальных нравственных чувств и эмоций.
- Формирование нравственных представлений и накопление знаний (может идти параллельно с первым этапом).
- Переход знаний в убеждения, развитие на этой основе ценностных ориентаций и мировоззрения.
- Претворение убеждений в конкретное нравственное поведение.
Содержание социально-нравственного развития и воспитания включает формирование культуры личности и отдельных ее компонентов:
- эмоционально-чувственного;
- мотивационно-поведенческого;
- когнитивного.
Результатом социально-нравственного воспитания являются сформированные:
- социальные и нравственные чувства;
- социально-нравственные ценности;
- социально-нравственные качества;
- социально-нравственная культура.