Концепция социокультурного обучения
Проблемы социальной культуры и межкультурной коммуникации в учебном процессе должны быть представлены в качестве основной задачи системы образования.
Необходимость включения в процесс обучения культурологического компонента, выяснение его места в новой концепции обучения предопределено появлением коммуникативных проблем, а также проведением тщательного анализа причин недостаточной эффективности межкультурного общения. Для их реализации:
- выдвигается и разрабатывается идея «фонового знания в культурной грамотности»;
- формируется концепция социокультурного обучения.
Вопросам обучения элементам культуры, необходимость знания культурных национальных элементов, привитие навыков ориентации в культурном пространстве другого народа посвящено много исследований. Однако, в связи с развитием общества, новым требованиям, предъявляемым современным специалистам в плане владения разными компетенциями, понятие социокультурной компетенции требует дополнения и уточнения.
Концепция социокультурного обучения предполагает:
- формирование системного мышления;
- исследование индивидуального и коллективного менталитета;
- способности одновременного восприятия нескольких культурных измерений, сведение культурных фактов к единой системе.
Социокультурная компетенция – это умение применять национально-специфические сведения, коммуникативные технологии, знания речевого этикета для достижения взаимопонимания с носителями другой культуры.
Социокультурную компетенцию необходимо рассматривать в составе и взаимосвязи с иными составными элементами коммуникативной компетенции.
Формы социально-культурного обучения
В процессе истории человеческого общества социально-культурное обучение постепенно совершенствовалось и усложнялось. Выделяют несколько форм социально-культурного обучения:
- Обыденно-практическое обучение. Наиболее древняя, исторически первая форма обучения. Характерная особенность – слияние процесса обучения с жизнью, неформальное, тесное общение учителя и ученика. Не предполагает специальной организации учебного процесса. Обучение происходит в процессе вовлечения детей в трудовую деятельность взрослых, стихийно. Обучение происходит во время решения трудовых задач взрослых. Привычны ритуалы инициализации юношей, служащие своеобразным «аттестатом зрелости». Эта форма обучения сохраняется в местах, где трудовая деятельность не требует специального образования.
- Демонстративное обучение. Обучение организуется как особый процесс взаимодействия учителя и обучающегося: учитель показывает какое – либо действие, ученик его копирует, повторяет. Обучение становится специфическим, самостоятельным видом человеческой деятельности. Обучение требует от учителя определенных методических приемов и педагогических навыков. Главный обучающий фактор – повторение. Ученик находится в позиции пассивного объекта обучения. Индивидуальные особенности учащегося не учитываются.
- Развивающее обучение. Возникает на основе классической педагогики в Новое время. Связано с разработкой дидактических приемов, стимулирующих активность учащихся. Учитель демонстрирует и объясняет новый материал, деятельность ученика направлена на повторение, запоминание, понимание нового материала, самостоятельное выполнение упражнений. И учитель, и ученик занимают активную позицию в обучении. Ученик становится активным субъектом деятельности. Для достижения максимального обучающего эффекта, учитываются индивидуальные психологические особенности учащихся. Одна из важнейших функций учителя – побуждение ученика к самостоятельному труду.
- Креативное обучение. Обучение предполагает индивидуально-ориентированную работу учителя с учащимися. Основная задача обучения – формирование способностей к самостоятельному приобретению знаний, умений, навыков. Ученик является полноценным субъектом общения, несущем ответственность за свою работу. Учебный процесс организуется как форма естественного контакта полноправных партнеров, заинтересованных в общем деле и друг в друге, происходит двухсторонний обмен информацией, наблюдается сотворчество учителя и ученика. Система педагогических мероприятий ориентирована на самообучение учащихся.