Христианско-православное начало культуры
В развитии самосознания русского народа большую роль сыграла православная церковь. Историческая судьба Российского государства определилась, когда князь Владимир принял христианство.
Выбор христианства в его греко-византийской, православной форме дал возможность Руси оставаться независимой от власти римского папства. Русь оказалась в противостоянии с восточно-азиатским миром и с католической Западной Европой.
Православие – духовная сила, скрепившая русские княжества и способствовавшая объединению русского народа, давшая силы противостоять Востоку и Западу. Крещение Руси (988 г.) принесло культурные традиции Византии, являющейся лидером европейской цивилизации:
- появились книги;
- стала распространяться славянская письменность;
- создавались монастырские библиотеки;
- появилось историческое «летописание»;
- при монастырях организовывались школы;
- расцвели храмовая живопись и церковное зодчество;
- принят первый правовой кодекс «Русская Правда».
Для Руси началась эра развития просвещения. Древнерусское государство быстро стало в один ряд с самыми развитыми странами Европы.
Значительное влияние христианство оказало на народную нравственность. Церковь выступала против жестокости, грубости, кровной мести, многоженства, непотребного обращения с рабами. Она проповедовала гуманность, благочестие, милосердие к беззащитным и слабым.
Церковь становится оплотом нравственного просвещения и воспитания. Рост культурных связей с Византией, принятие христианства, способствовали усвоению философского наследия античности.
В русской культуре сохранились остатки древнего язычества – в фольклоре, обычаях, песнях и былинах, в виде народных суеверий и поверий. Отдельные элементы язычества вошли в христианство.
Основы воспитания и просвещения древнерусского государства
В до государственный период Руси основой воспитания и просвещения был общинный уклад древних славян.
Педагогические взгляды и действия основывались на:
- подготовке молодого поколения к жизни в общине;
- обучении военному делу;
- передаче навыков земледельческого и ремесленного труда;
- нравственном воспитании, включающем передачу исполнения обрядов, почитание предков и повиновение старшим, поклонение языческим богам.
Трудолюбие и нравственность определяли суть воспитательной работы.
В культурно-нравственных, народно-правовых и других формах деятельности накапливался опыт прежних поколений, их нравов, привычек, норм поведений, убеждений, поддерживаемых общественным мнением.
В формировании основы нравственного, трудового, физического, религиозного и эстетического воспитания важную роль играли традиции.
С точки зрения просветительско-педагогических функций особую роль играли поговорки, колыбельные песни, сказки, частушки, предания, легенды, пляски, являющиеся неотъемлемым атрибутом повседневной жизни древних славян.
Начиная с X века начинает формироваться из родоплеменного коллектива малая, экономически самостоятельная семья как особый социальный институт. Новые тенденции, повышенное внимание к проблемам нравственного совершенствования, проблемам познания и обучения появляются в XII веке.
Широко распространяются идеи воспитания средствами природы, формирования гордости за Русь, понимания связи просвещения с жизненными интересами человека.
Разгром крупных княжеств в 1237-1239 гг., период монголо-татарского ига характеризуется гибелью культурных святынь и ценностей. На формирование нравственных качеств народа негативное влияние оказали атмосфера угнетения, обмана, страха, клеветы. Население сводилось до холопского состояния, процветали невежество и жестокость. Общее настроение народа в то время передают русские былины и песни.