Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Новгородское летописание

Определение 1

Летопись (или летописание) - исторический жанр литературы, представляющий собой, подробную запись исторических событий и фактов по годам. Обычно в летописях запись событий каждого года начиналась со слов: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда и происходит название - летопись.

Самобытным явлением в истории русской культуры и в частности летописания является летописание в Новгороде. Его ведение, начинается почти одновременно с киевским, в середине $XI$в. и не прекращается до $XVIII$ столетия. В Новгородской республике сложился самый стабильный и значительный центр древнерусского летописания. За $700$-летнюю непрерывную традицию летописания в Новгороде образовалась своя литературная школа, которая легла в основу своеобразных литературных произведений. Характерные для Новгорода особенности экономической и политической жизни способствовали образованию здесь культурного центра, куда стекались все богатства древнерусской литературы. Например, именно в Новгороде находились самые древнейшие летописи - Лаврентьевская, Ипатьевская, не говоря уже о Новгородской Синодальной. Многие историки выделяют одну важную особенность Новгородского летописания, а именно его близкий к разговорному язык. Это стало следствием того, что летописание здесь вели не монахи, а представители белого духовенства, чья повседневная жизнь проходила среди народа.

Пример 1

Например, один из известнейших новгородских летописцев - Герман Воята, священнослужитель при церкви святого Иакова, отличался тем, что включал в летописный текст рассказы от первого лица, как правило, простого горожанина, интересующегося слухами, происшествиями, погодой, ценами на дрова и сено и т.п.

В составе новгородских летописей, как и в большинстве других русских, можно встретить различные внелетописные произведения, например, в тексте Новгородской первой летописи младшего извода до наших дней сохранился первый памятник письменного законодательства на Руси - Русская Правда.

Летописание в Новгороде в $XII - XIII$ вв.

Древнейший летописный свод в Новгороде был составлен в середине $XI$ в., однако только в $XII$ в. начинается постоянное ведение летописей. В это же время складываются несколько центров, в которых создавались новгородские летописи. Главным центром ведения летописей был архиепископский двор, по этой причине составленные там летописи получили называние владычных. Среди ученых существует мнение, что на раннем этапе, а именно в $XII$ в., предпринимались неудачные попытки основания княжеского летописания. Другим крупным центром летописания стала церковь святого Иакова, о чем свидетельствуют разнообразные указания самих летописцев, которые работали при этом храме в $XII - XIII$ вв. Именно здесь наиболее ярко проявилась отмеченная выше особенность новгородского летописания - там, как правило, летопись составлялась представителями белого духовенства, тогда как в Киеве это делали, в основном, монахи. Некоторые историки в качестве еще одного центра летописания отмечают еще и Юрьевский монастырь.

«Новгородское летописание» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Крупнейший советский исследователь русской культуры академик Д. С. Лихачев полагал, что основным летописным сводом $XII$ в. является свод $1136$ г., отразившийся в обеих новгородских летописях. Его создание он связывал с политическими событиями, произошедшими в то время в Новгороде, а именно с изгнанием новгородцами князя Всеволода Мстиславича и установлением «республиканского правления». Свод $1136$ г. был составлен при архиепископе Нифонте доместиком Антониева монастыря Кириком. Он отличался антикняжеским духом, что соответствовало политическим настроениям новгородцев того времени.

Новгородское летописание $XVI - XVIII$ вв.

С включением Новгородских земель в единое русское государство, центром составления летописей в Новгороде продолжал оставаться архиепископский двор. В $XVI$ в. были созданы следующие летописи: Новгородская вторая, Новгородская Дубровского, Новгородская пятая. В Новгородскую летопись Дубровского был включен летописный свод $1539$ г., составленный при архиепископе Макарии (впоследствии митрополит Московский), этот же свод вошел и в Архивскую летопись (во вторую ее часть). В частности описание смерти великого князя Василия III в Новгородской летописи Дубровского является вставкой из московского летописного свода $1539$ г.

Замечание 2

По мнению историка В. К. Зиборова, история создания Новгородской летописи Дубровского показательна: ее основными источниками послужили Новгородская первая летопись младшего извода и какая-то великокняжеская общерусская летопись, таким образом, в ней соединились новгородская и московская летописные традиции.

Историки считают, что в $XVI$ в. летописание велось во многих монастырях и в церквах Новгорода; основное внимание в них стало уделяться местной истории. Наивысшего подъема этот процесс достиг уже в $XVII$ в. В $XVI$ в. была составлена первоначальная редакция Краткого летописца новгородских владык, в который были включены известия обо всех архиепископах Новгорода. Наибольшее распространение данный летописец также получил в $XVII$ в., превратившись в один из дополнительных источников поздних новгородских летописей. К середине $XVII$ в. новгородское летописание переживает бурный подъем, начиная с $60$-х гг., с интервалом в $10 - 20$ лет были созданы новые памятники летописания, весьма значительные по своим объемам. Их количество, объем и интенсивность создания выделяют завершающий этап новгородского летописания. В $XVII$ в. летописи в Новгороде обычно составлялись по инициативе новгородских владык, в это время получивших статус митрополитов (Иоаким, Корнилий, Иов). Составление летописей происходило, скорее всего, в Новгородском Софийском соборе. Кроме этого, центрами летописания в Новгороде, в данный период, существовали при монастырях (Зеленецком, Антониевом, Лисицком), в церквях апостола Андрея на Щитной улице, Двенадцати апостолов, Димитрия Солунского, Никиты, Черносырской пустыни, в Николо-Дворищенский соборе). Позднейшиее новгородские летописи (последняя из них была составлена в $XVIII$ в.), убедительно доказывают, что развитие русского летописания не завершилось в середине $XVI$ в., как предполагали историки ранее, а продолжалось в $XVII - XVIII$ вв.

Подводя итог, можно отметить, что за все время существования новгородского летописания, для него был характерен простой народный язык повествования и разговорные обороты, это придавало ему более демократичный характер, что не было свойственно ни позднейшему московскому летописанию, ни предшествующему киевскому.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot