Проблема социально-профессиональной адаптации
На сегодняшний день проблематика социально-профессиональной адаптации молодых специалистов разного уровня образовательных учреждений сохраняет свою актуальность. Этот процесс сохраняется в связи с тем, что, несмотря на достаточное количество исследований, которые проводятся социологами, психологами, педагогами, проблема установления, закрепления и дальнейшего сохранения молодых учителей в учреждениях образования не решается. Это выражается в следующем:
- Немногие выпускники педагогических училищ и вузов идут преподавать в школу;
- Механизм, который способствует закреплению молодых специалистов в образовательных учреждениях, не выработан до конца.
Все это обусловлено тем, что институты образования не учитывают тот ряд противоречий, которые сопровождают процессы освоения педагогической профессии у молодых педагогов; влияние внешних, социальных факторов и внутренних (поведенческих) установок. Все это может или способствовать, или препятствовать социально-профессиональной адаптации молодых учителей.
Особенности социально-профессиональной адаптации учителей
Условия и особенности социально-профессиональной адаптации учителей раскрыты в работах таких исследователей, как О.А. Абдулин, И.Ф. Исаев, С.Г. Вершловский, Н.В. Кузьмина.
Авторы связываются адаптационные процессы с условиями труда учителя и профессиональными требованиями, которые организация выдвигает по отношению к педагогу.
В результате проведения сравнительного анализа различных подходов было сформулировано следующее определение социально-профессиональной адаптации.
Социально-профессиональная адаптация учителя – это процесс взаимодействия личности и профессиональной среды. В ходе него осуществляется освоение целей, ценностей, правил и норм профессиональной деятельности. Освоение обусловлено сочетанием внешних и внутренних факторов, которые обеспечивают оптимальное функционирование и развитие индивида в выбранной профессии и трудовой деятельности.
К содержанию социально-профессиональной адаптации можно отнести также освоение начинающим специалистом непосредственных профессиональных обязанностей.
Процесс социально-профессиональной адаптации педагога – достаточно сложный, особенный, многогранный. Он в определенной степени «триедин», так как касается как изменения личности учителя, так и двух основных сфер – образовательной (повышение квалификации учителя) и педагогической (трансляция через учителя новых знаний, умений и навыков).
Таким образом, специфика социально-профессиональной адаптации учителей определяется содержанием педагогической деятельности. Ее реализация полностью зависит от взаимодействий с другими участниками образовательного процесса (например, с учащимися, с преподавательским и руководящим составом учебного заведения, с родителями учеников). Соответственно, социальная адаптация осуществляется в основном в сфере взаимоотношений и взаимодействия.
Факторы социальной адаптации учителя
В аспекте социологического анализа очень важным является набор факторов, которые оказывают влияние на процессы социально-профессиональной адаптации молодых учителей к условиям образовательных учреждений.
Факторы представляют собой условия, которые оказывают воздействие на различные социальные процессы и явления. Помимо этого, факторы определяют характер явления в целом, а также его отдельные черты, требующие изучения и конкретного анализа. В рамках адаптации факторы – это условия, которые определяют протекание, сроки, темпы и динамику адаптационных процессов, их конечные результаты.
Социально-профессиональная адаптация учителей обусловлена сразу несколькими причинами: совокупностью внутренних и внешних факторов социально-экономического, социально-культурного характера.
В качестве внешних факторов, влияющих на социальную адаптацию учителей и определяющих успешность их дальнейшего функционирования, являются такие, как:
- Материальное положение молодого педагога;
- Качество подготовки учителя;
- Содержание профессиональной подготовки учителя;
- Образовательная среда, в которой молодому педагогу необходимо адаптироваться и вести свою учебную деятельность;
- Организация методической работы;
- Наличие семьи, гендер;
- Средства массовой информации, которые влияют на учителя, его приверженность к использованию новейших технологий.
К внутренним факторам социально-профессиональной адаптации учителей относятся следующие обстоятельства:
- Во-первых, это профессиональный стаж преподавателя (у молодого педагога он обычно отсутствует, или ограничивается теми практиками, которые он проходил в процессе своей профессиональной подготовке в педагогическом училище или высшем учебном заведении).
- Во-вторых, система ценностей и мотивы, которые побудили человека выбрать профессию «учитель» (например, любовь к детям).
- В-третьих, наличие или отсутствие профессионально значимых качеств (целеустремленность, ответственность, саморазвитие, мотивированность, компетентность).
- В-четвертых, самообразование и процессы самостоятельность подготовки к осуществлению профессиональной деятельности, самооценка ее успешности (или наоборот, неудачи). Сюда же входит характеристика профессиональных затруднений, с которыми сталкивается учитель в начале своего профессионального пути.
В совокупности, ведущими факторами, оказывающими влияние на процессы социальной адаптации учителя, стали следующие: престиж профессии учителя в современном мире; материальное положение преподавателя; мотивация к внедрению инновационных методов обучения; образовательная среда и ее состояние, уровень психологических, педагогических и коммуникационных навыков, которые считают приоритетными в характеристике молодого преподавателя, и которые он обязан воспроизводить на протяжение всей своей деятельности.