Поддержка государством социальной адаптации детей-сирот
Социальная адаптация детей-сирот процесс подготовки детей сирот и детей, которые оставили себе остались без попечительства родителей, самостоятельный, взрослой жизни всегда являлась острая государственная проблемой.
Через систему государственного попечения охватываются практически все дети, которые нуждаются в опеке, для них создаются материальные предпосылки с целью их полноценного развития и подготовки к самостоятельной жизни.
Процесс перехода к взрослой жизни является крайне важным моментом в жизни любого юного человека. Это относится и к тем молодым людям, которые покидают учреждения интернатного типа и тех молодых людей, которые уходят из родительской семьи в самостоятельную, взрослую жизнь.
Такой переход к независимым условиям жизни связан с серьёзными психологическими стрессами.
Ещё вчерашнему выпускнику детского дома, сегодня необходимо подготовиться к самостоятельному существованию, к полной ответственности за свою собственную жизнь. Любые подростки, в том числе и все, кто вышел из относительно благополучных семей, старается разобраться в себе и определиться с намеченным жизненным путем.
Государство разрабатывает некоторые обязательства, которые призваны решать основные проблемы ребенка, такие как:
- Обучение;
- Воспитание;
- Материальным обеспечением самым необходимым детей-сирот.
Но тем не менее, взрослая самостоятельная жизнь ставит перед выпускниками проблемы, которым они оказываются в реальности не готовы.
Проблемы социализации детей-сирот
Выпускники интернатов и детских домов гораздо более чаще своих сверстников и благополучных семей, оказываются участниками тех или иных преступлений, становятся жертвами, зачастую теряют работу и жилье, а также значительной степени быстрее становятся алкоголиками, наркоманами жертвами суицида, в целом с трудом создают семью.
Связано это с тем, что вхождение их самостоятельную взрослую жизнь, как правило, что прежде, но достаточно большими сложностями, которое выпускник интернета не всегда проходит успешно.
Причинами таких трудностей вхождения подростка в систему сложных социальных отношений являются различными. В первую очередь это связано с неадекватным восприятием детей-сирот тех разнообразных требований, которые выдвигает им с отцом. Процесс социализации как правило затруднен и даже в случае благоприятного стечения обстоятельств, может быть неравномерно развёрнутый чреват чередой сложностей и тупиков, которые требует совместных усилий детей-сирот и специалистов.
К сожалению, организация жизнедеятельности детей в интернатах устроена так, что формирование одной позиции - позиции сироты, которого не принимают в обществе, является преобладающим.
Поэтому данная роль в течение всей жизни сироты реализуется прекрасной реализуется и удерживает детей-сирот в некой инфантильной иждивенческие позиция, что в свою очередь неизбежно блокирует проявление специальных возможностей человека.
Проблемы адаптации неизбежно вытекают из тех трудности социализации, которые трудно разрешимые.
Проще говоря, дети, вышедшие из интерната, в большинстве случаев, в жизни общества могут занимать только позицию сироты, надеясь на покровительство государства, так как их психологическое состояние заточено на положение беспомощности, не приученные опираться на собственные ресурсы.
Основные направления социализации детей-сирот
Многолетний опыт работы и наблюдений можно выявить основные направления социализации, которые необходимо проводить с будущими выпускниками интернатов:
- Основная работа в процессе в процессе социализации сирот должна проводиться в направлении формирование адекватного представления о семье и ее членов, а также взаимоотношениях внутри семьи. Здесь прекрасно подойдут сюжетно-ролевые игры, либо ситуативные беседы, проводимые за круглыми столами и занятия, конференции по самым интимным темам, которые зачастую замалчиваются педагогами. Сюда входят вопросы по взаимоотношению полов в семье, по распределению ролей мужчины и женщины. В процессе такой игры подростки могут обсуждать самые открытые вопросы, которые наиболее волнительны.
- Крайне важным является формирование основ правосознания и правовой культуры. Выпускник должен понимать необходимость соблюдения закона и последствия неотвратимости наказания в случае его нарушения. Необходимо повышать уровень ориентированности детей в основных вопросах их прав и льгот, а также обязанности, которые они должны соблюдать в современном обществе, о том, что необходимо координировать свои действия в зависимости от того, в какой ситуации он находится, необходимо развивать умение отстаивать свои права, в случае если их не соблюдают.
- Развитие коммуникативной компетентности также является приоритетным направлением развития детей-сирот, в том числе освоение различных форм и методов общения. Необходимо прививать осознание своих возможностей в той или иной области для успешной реализации себя в обществе в качестве профессионала. Педагог должен уделять особое внимание межличностному отношению в группах с целью помощи оценки ситуации в коллективе среди воспитанников. Таким образом, можно привить грамотно организованную и регулярно проводимую диагностику, которую должны проделывать воспитанники еще в стенах интерната.
- Также важным пунктом в обучении подростков является возможность детьми видеть ситуацию подбирать такие способы поведения, в различных обстоятельствах, которые будут наиболее приемлемы. Необходимо формирование главных навыков умение управлять своим эмоциональным состоянием, вырабатывать определенную жизненную позицию. С этой целью, необходимо проводить тренинги и упражнения различного вида, в том числе творческие задания и работа в группе, совместный труд, проведение ситуативных бесед, в процессе которых учащиеся может раскрывать свои способности, показывать себя, с другой стороны.