Социализация личности в образовательной среде
Социализация личности – это процесс, в ходе которого индивид усваивает действующие в обществе нормы поведения и совокупный социальный опыт.
Система образования сама по себе является одним из факторов социализации, наряду с такими факторами, как:
- ближайший круг друзей человека, среда его сверстников;
- произведения культуры и искусства, литературы, которые помогают человеку прикоснуться к «прекрасному» и овладеть всем накопленным опытом от предыдущих поколений;
- СМИ, благодаря которым человек формирует мнение о событиях, происходящих в мире, и явлениях, которые касаются непосредственно его самого;
- политические институты – государство, партии, которые позволяют человеку получить опыт деятельности во властеобразующей сфере.
Стоит отметить, что в процессе образования человек может получать экономический, политический и социальный опыт. Социальный опыт человечества был получен посредством социальной практики, он включает в себя все то, что имеет так называемое межпоколенное (иными словами, историческое) значение. В педагогике существуют понятия «педагогическая практика» и «педагогический опыт». Опыт – это производное от практики, и практика гораздо шире, чем понятие опыт. Осваивая новый опыт, человек может с легкостью заявить о том, что он применит эти знания на практике.
Опыт неоднороден, он состоит из нескольких систем. Первая – совокупность знаний всего человечества, весь тот опыт, которым располагают люди в различных отраслях. Вторая – совокупность умений и навыков человека, так называемая операциональная подсистема опыта. Есть и третья составляющая, которая включает в себя совокупность социальных установок, мотиваций, которые позволяют человеку быть не просто наблюдателем, а непосредственным участником всех событий.
Образование было и остается одним из ключевых процессов, который влияет на становление человеческой личности и ее социализацию. Мировоззрение индивида способно изменяться в зависимости от знаний и социального опыта, который ему преподносят в процессе обучения. Отдавать ведущую роль в социализации индивида именно образованию однозначно не следует, но оно действительно занимает важное место в данном процессе, поскольку человек проходит несколько образовательных этапов, и на каждом из них получает новые знания, совершенствует понимание норм и ценностей общества. Образовательный процесс состоит из следующих этапов:
- дошкольное образование;
- школьное образование;
- университетское образование;
- послевузовское образование.
Социализация личности в условиях дистанционного обучения
Дистанционное обучение является прогрессивным методом образования, особенно актуальным в последние годы. Оно стимулирует развитие самых современных информационных технологий. В условиях процессов мировой глобализации возможности дистанционного обучения становятся более многообещающими. Учитывая тот факт, что в полной мере такой механизм образования продемонстрировал свои преимущества в условиях пандемии коронавируса, сегодня дистанционное образование считается одним из эффективных механизмов социализации личности.
Учащиеся, которые проходят обучение дистанционно, должны овладеть основными методиками и техниками самостоятельной работы. Они самостоятельно обретают знания и навыки, пополняют знания и работают с современными технологиями. Одна из особенностей дистанционного обучения состоит в том, что учащийся не взаимодействует с тьюторами и преподавателями напрямую. Но замотивированному учащемуся данное обстоятельство не должно стать препятствием, поскольку он будет ориентирован на качественный результат своего обучения.
В дистанционном обучении социализация также возможна, если использовать следующие средства:
- электронные учебники и материалы по учебным дисциплинам;
- справочные системы, словари, энциклопедии, сборники нормативных материалов;
- тестирующие системы и тренажеры для проверки собственного уровня знаний.
В учебном процессе дистанционного образование компьютерные программы выполняют ряд функций. Они призваны индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, проконтролировать ошибки и обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности. За счет выполнения компьютером рутинных и трудоемких задач у обучающегося освобождается время, и он может посвятить его самообразованию, изучению дополнительных материалов, которые в конечном итоге сыграют роль в его социализации.
Виртуальные технологии имеют ряд преимуществ, по сравнению с традиционными технологиями исследования и обучения. Целостное сенсорное восприятие, в том числе за счет трехмерной визуализации данных, что биологически естественно для человеческого организма, позволяет исключить из когнитивного процесса необходимую стадию мысленного достраивания воспринимаемой картины и тем самым облегчает работу анализаторов, ускоряя процесс восприятия учебного материала, существенно повышает степень понимания и закрепления материала. Поэтому образовательные учреждения обязательно должны вводить в свою практику подобные технологии. Это позволит учащимся социализироваться даже в ситуациях, когда непосредственное образование будет затруднено. Самый яркий пример – это пандемия коронавируса, при которой образовательные учреждения, которые были не готовы к такому переходу, столкнулись с серьезными проблемами.