Понятие социализации
Социализация представляет собой интеграцию индивида в сферу социальных отношений, в разнообразные виды социальных общностей (группу, социальный институт, социальную организацию); усвоение индивидом элементов и норм культуры, ценностей и социальных норм, на базе которых происходит формирование качеств личности; Также социализация подразумевает формирование готовности индивида освоить и реализовать всю совокупность социальных ролей.
Согласно Л. С. Выготскому, социализация представляет собой присвоение человеком социального опыта и культуры. Присвоенный в раннем возрасте, этот опыт подвергается переработке, возвращаясь в культуру в качестве конкретных индивидуальных достижений. Ребенок является изначально социальным, поскольку осуществление его жизнедеятельности, удовлетворение всех жизненно важных потребностей происходит посредством взрослых, то есть социально.
Задачи социализации
В общем виде выделяют две ключевые задачи социализации:
- социальную адаптацию, предполагающую активное приспособление индивида к условиям социальной среды;
- социальную автономизацию, которая предполагает устойчивость в поведении и отношениях, соответствующую представлениям индивида о себе, его самооценку.
Реализация данных, фактически, противоречащих друг другу задач обусловлена двумя мотивами (движущими силами социализации): «быть со всеми», но при этом «оставаться собой». Результат социализации индивида – это его общественная активность, рассматриваемая в качестве реализуемой готовности к социальным действиям, проявляющаяся в различных сферах общественных отношений.
В качестве критериев социализации принято рассматривать социальную адаптированность, социальную автономность, социальную активность.
В социальной педагогике принято выделять три группы задач, которые решаются индивидом на каждом возрастном этапе или этапе социализации:
- естественно-культурных задач
- социально-культурных
- социально-психологических.
Естественно-культурные задачи заключаются в достижении определенного уровня физического и сексуального развития, что связано, с одной стороны, с физиологическим развитием, с другой, обусловлено сложившимися нормативными различиями в различных культурах.
Социально-культурные задачи отличаются значительным разнообразием: сюда относятся морально-нравственные, ценностно-смысловые, познавательные задачи, которые объективно определяет общество в целом, а также этнорегиональные особенности и ближайшее окружение человека.
Социально-культурные задачи имеют два слоя. С одной стороны, они являются задачами, предъявляемыми индивиду в вербализованной форме со стороны институтов общества и государства, с другой – задачами, воспринимаемыми им из социальной практики, обычаев, нравов, стереотипов, существующих в непосредственном окружении.
Указанные два слоя не только не совпадают друг с другом, но в той или иной мере могут противоречить друг другу. Кроме того, оба слоя могут не осознаваться индивидом либо осознаваться частично, а зачастую в той или иной степени искаженно.
Социально-психологические задачи предполагают процесс становления самосознания личности, ее самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, самореализацию и самоутверждение, обладающие специфическим содержанием на каждом возрастном этапе.
От индивида, соответственно его возрастным возможностям ожидают определенной приобщенности к конкретному уровню общественной культуры, владения определенным комплексом знаний, умений, навыков, некоего уровня сформировавшихся ценностей. Исходя из того, на каком этапе своей жизни находится индивид, перед ним возникают новые задачи: от участия в семье до производственно-экономической деятельности и т. д.
Значение социализации заключается в том, что исключительно одному биологическому аппарату невозможно сформировать нормальную человеческую личность в условиях отсутствия социального взаимодействия. Иными словами, личностные и социальные качества индивида – это продукт социализации.