Понятие трудовой социализации
Трудовая социализация (трудовая адаптация, профессиональная социализация) – это составляющая часть общей социализации личности, процесс включения индивида в систему общественного разделения труда.
Усвоение социального опыта происходит в ходе трудовой деятельности. Поэтому в основу классификации стадий социализации легло отношение к трудовой деятельности. Согласно этой классификации, выделяют дотрудовую, трудовую и послетрудовую стадии социализации.
Трудовая стадия социализации характеризует всю трудовую деятельность человека. В современном мире социальная зрелость и начало трудовой деятельности несколько отодвинулись по времени. Удлинение сроков обучения связано с усложнением социальной и, в частности, трудовой деятельности.
В трудовой социализации выделяют два периода: ранняя социализация и обучение. Период ранней социализации – это время от рождения до поступления в школу. Период обучения – период юности, время, проведенное в основном в школе.
Особое значение трудовая социализация приобретает в связи с идеей непрерывного образования.
Трудовая и профессиональная социализация тесно взаимосвязаны, дополняя друг друга. Профессиональная социализация- процесс подготовки индивида к профессионально-трудовой деятельности.
Профессионально-трудовая социализация – это профессиональное развитие индивида, характеризующееся формированием и развитием его профессиональных качеств, начинающееся с раннего трудового образования и продолжающееся во взаимодействии с окружающей средой всю его последующую жизнь.
Трудовую профессиональную адаптацию можно рассматривать как составную часть социализации и как механизм трудовой социализации
При благоприятных условиях процесс трудовой социализации можно ускорить: прямым способом (реализация государственных программ по трудоустройству, борьба с безработицей), опосредованно (минимальный уровень безработицы, стабильная экономическая ситуация). В тоже время, при негативных факторах процесс трудовой социализации можно нарушить, замедлить или полностью приостановить.
Механизмы трудовой социализации
На выбор профессионального и трудового пути индивида большое влияние оказывают окружающая социальная среда, воспитание и т.д.
На трудовую социализацию воздействуют следующие факторы:
- экзогенные факторы – семья, образование, государство;
- эндогенные факторы – профессиональное самосознание, коммуникабельность, личностные особенности;
- комплексность;
- удовлетворенность трудом.
Семья на дотрудовой стадии в ряде концепций рассматривается как важнейший институт социализации. В семье дети осмысливают первые нормы и ценности, осваивают первые навыки взаимодействия, социальные роли, закладываются основы отношения к труду.
Отношение к труду прямо связано с явлениями, происходящими в семье, в сфере быта, досуга, культуры, образования, со всем образом жизни. Так как ребенок не занимает определенного места в социально-профессиональной структуре, то представление о ней он приобретает через осмысление социально-профессиональной позиции родителей и ближайшего окружения.
Трудовая социализация происходит и в период, когда человек только получает образование. В это время формируются представления о будущей профессии, профессиональное самосознание, закладываются профессиональные компетенции. Относительно системное и целостное усвоение социальных норм завершается формированием социальной ориентации, определение своего места в социуме.
На заключительной стадии трудовой социализации индивид присоединяется к определенной социально-профессиональной группе. Эта стадия включает выбор рабочего места и непосредственно трудовую деятельность. Заключительный этап характеризуется практическим освоением трудовых функций, адаптацией к профессионально-производственной среде.
Профессиональное самосознание рассматривают как:
- осознание человеком принадлежности к профессиональной группе;
- процесс анализа самого себя в рамках профессиональной деятельности;
- деятельность индивида по осознанию собственного соответствия профессии;
- избирательная деятельность самосознания, ориентированная на личное профессиональное самоопределение;
- единая структура, представляющая субъективное развитие личности для которой сознательное и социальное отношение к труду выходит на первый план;
- совокупность представлений индивида о себе, как о профессионале.
Трудовой социализации способствует коммуникация, которая выполняет адаптационную функцию.
Формирование структуры удовлетворенности трудом
Удовлетворенность трудом – субъективная оценка успешности в профессиональной деятельности, складывающаяся под воздействием множества факторов (условия труда, размер зарплаты, социальные гарантии, стабильность и т.д.).
Удовлетворенность трудом зависит от ряда факторов:
- Удовлетворенность трудом тесно взаимосвязана с восприятием жизни индивидом, восприятием самого себя, семьи; она коррелирует с физическим и психологическим здоровьем. Негативное отношение к работе может вызвать повышенную мобильность на рынке труда и стать причиной абсентеизма.
- Удовлетворенность трудом согласуется с социально-демографическими качествами индивида и производственным поведением (дисциплина труда, трудовая мобильность).
- Удовлетворенность трудом согласуется с состоянием внепроизводственных и производственных факторов, производственным поведением.
- Удовлетворенность трудом зависит от того, насколько совместимы для индивида ценности конкретного труда и потребности в нем. Наиболее весомые ценности: интерес к работе, благоприятные производственные условия, вознаграждение за труд.
Внепроизводственные и производственные факторы, воздействуя на личность в соответствии с его социально-демографическими характеристиками обуславливают производственное поведение, и, как следствие, удовлетворенность трудом.
Успешная трудовая социализация – явление многофакторное, обладающее разнообразными комбинациями и требующее комплексного изучения.